
За кадром фильма «Доживем до понедельника»: Почему руководство Госкино


Кадры из фильма *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото:
kino-teatr.ru и domkino.tv
50 лет назад вышел фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до
понедельника». Он стал визитной карточкой актрисы Ирины
Печерниковой и очередной творческой вершиной Вячеслава Тихонова. У
зрителей киноповесть пользовалась невероятной популярностью, а
чиновники видели в ней угрозу и препятствовали ее выходу на экраны.
Для многих актеров фильм стал знаковым, а Вячеславу Тихонову помог
отказаться от решения уйти из кино. Если бы не эта роль, зрители
никогда бы не увидели Штирлица в его исполнении.

Афиша фильма | Фото: 1001material.ru
В основу сценария легла повесть Георгия Полонского «Доживем до
понедельника». По ней он создал сценарий, который стал его
дипломной работой на Высших сценарных курсах. Это было первое
произведение 28-летнего автора, и никто не ожидал от начинающего
писателя и драматурга такой психологической достоверности и
глубины. По его замыслу, главный герой, учитель истории Мельников,
– человек зрелый, немало повидавший, фронтовик с тяжелым ранением.
Поэтому автор был категорически против кандидатуры Вячеслава
Тихонова – он был слишком молод и красив для этой роли. Однако
возрастной грим и талант актера сделали свое дело, и образ
получился очень убедительным.

Претенденты на роль учителя истории – Зиновий Гердт и Борис
Бабочкин | Фото: kp.ru
Сам Тихонов тоже не сразу согласился на участие в съемках. До этого
он исполнил роль князя Андрея Болконского в «Войне и мире», что
далось ему ценой невероятных душевных усилий, к тому же результатом
он остался недоволен («Ну какой я князь? Посмотрите на мои
руки!»). Он настолько не нравился себе в этой роли, что даже
всерьез думал о том, чтобы уйти из кино. Его герой, учитель истории
Мельников, тоже находился на перепутье, у него менялось отношение к
профессии и происходила переоценка жизненных приоритетов, из-за
чего он сомневался в том, имеет ли он право преподавать. Именно
из-за близости внутренних конфликтов актера и героя Ростоцкий и
настаивал на том, чтобы эту роль сыграл именно Тихонов.

Вячеслав Тихонов в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 |
Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото:
kino-teatr.ru
По поводу этого образа у актера было много сомнений: «Я дважды
отказывался, потому что после четырех лет, проведенных в мире Льва
Толстого, не хотел играть роль учителя. Решился после того, как
Станислав Ростоцкий поставил жесткое условие: «Если ты мне друг –
будешь играть!» … Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки
сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил,
настоял на своём и заставил меня сняться… В картине я играл и свои
собственные переживания. А позже понял, что благодаря этому фильму
обрел веру в свои силы и вернулся в кинематограф».

Вячеслав Тихонов в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 |
Фото: kino-teatr.ru

Ирина Печерникова в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 |
Фото: kino-teatr.ru
Для многих молодых актеров участие в фильме Тихонова стало
настоящим подарком судьбы. Работа с мэтром и привлекала их, и
пугала одновременно. Ирина Печерникова рассказывала: «Поначалу
было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна
и та же съёмочная группа, а я была новенькая. Да к тому же я тогда,
как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его
боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я
к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу
наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к
нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и
совершенно зачарованно мне говорит: «Ира, посмотрите, какая
красота!», и показывает на разложенные вокруг по всей комнате
блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои
страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители
считали нас мужем и женой. Хотя он для меня всегда был просто очень
любимым артистом».

Претендентки на роль учительницы английского языка –
Светлана Светличная и Валентина Шендрикова | Фото: kp.ru
На роль учительницы английского языка, которую сыграла Ирина
Печерникова, пробы проходили Светлана Светличная и Валентина
Шендрикова, но режиссер выбрал «незасвеченное лицо». Эту роль
Печерникова сыграла на одном дыхании, хотя поначалу тоже хотела от
нее отказаться: «Я без вдохновения отнеслась к предложению
сниматься в фильме про школу. Подумалось, что будет типичная
идеологическая ерунда. Но прочла сценарий и загорелась! Вообще
съемки в «Доживем до понедельника» работой никак не назовешь. Было
ощущение семьи, в которой все хотят, чтобы было хорошо, И когда
сейчас меня спрашивают, как я работала над ролью, я не знаю, что
ответить. Я же не могу сказать, что не работала, а только
радовалась».

Ирина Печерникова в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 |
Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото:
ok.academy
Зрители могли бы никогда не увидеть этого фильма, так как
руководству Госкино история о немолодом учителе, переживающем
период переоценки ценностей, показалась слишком острой. К тому же,
чиновники посчитали, что в сценарии искажается образ советского
учителя и дискредитируется сама школьная система, показанная совсем
не в русле официальной идеологии. Поэтому они подготовили письмо
министру культуры с требованием запретить съемки. Но процесс уже
начался, и запрета чудом удалось избежать. Режиссер рассказывал:
«Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом
режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на
свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это
было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно
понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки
проходили очень быстро – мы сняли фильм всего за три с половиной
месяца».

Это единственный фильм, в котором режиссер Станислав
Ростоцкий снял свою жену – актрису Нину Меньшикову | Фото:
kino-teatr.ru
Но даже после того, как фильм был снят, его не сразу выпустили в
прокат. Из Госкино пришло в письмо, в котором было сказано, что
запуск фильма «Доживем до понедельника» был самой большой ошибкой
киностудии им. Горького. По требованию цензоров пришлось
переозвучить эпизод, в котором школьникам предлагают написать
сочинение на тему «Счастье – это…» и учитель говорит: «Все напишут,
что счастье в труде». В этом усмотрели иронию по отношению к
непреложным советским ценностям и фразу пришлось заменить: «Все
напишут, как полагается». Претензии возникли и к тому эпизоду,
когда героиня Печерниковой после конфликта с учениками говорит: «А
я никого не держу!», и класс встает и выходит. Это вызвало
возмущение: мол, это неуважение к учителю, и в советской школе
такое просто недопустимо. Пришлось оставить только тот момент,
когда один мальчик поднимается и хлопает партой – и в этот момент
звенит звонок. Зрителям становится понятно, что класс взбунтовался,
хотя этого и не показывают.

Игорь Старыгин в фильме *Доживем до понедельника*, 1968 |
Фото: kino-teatr.ru
Фильм полгода пролежал на полке, и только после показа на
Всесоюзном съезде учителей, где его встретили бурными овациями,
было решено все же начать прокат. У массовой публики реакция была
еще более восторженной. По результатам опроса читателей журнала
«Советский экран» «Доживем до понедельника» признали лучшим фильмом
1968 года. В следующем году фильм получил Гран-при VI
Международного кинофестиваля в Москве, а в 1970 г. стал лауреатом
Госпремии СССР. Спустя годы режиссер говорил: «Я думаю, что,
если бы не было советской системы и не было такого духа
сопротивления, то и картина бы не получилась».

Афиша фильма | Фото: rsl.ru
Фильм стал очень популярен и благодаря великолепной музыке, которая
в нем звучит.