За что ругали «Итальянский полдень» Брюллова
shakko_kitsune — 07.04.2019 Сегодня это, пожалуй, одна из самых известных картин Карла Брюллова (после "Последнего дня Помпеи", разумеется). Однако современники восприняли ее неоднозначно, а некоторые вообще так ругали. За что?"Итальянский полдень", 1827, Русский музей
К моменту создания этой картины Брюллов был уже весьма известным мастером. Более того, сама картина была написана по желанию императора Николая I. Дело в том, что несколькими годами ранее, в 1823 году, художник написал полотно "Итальянское утро". И оно произвело такое впечатление, что когда спустя несколько лет, после успешных выставок, оно наконец доехало до Петербурга, то Общество поощрения художников, заплатив за нее Брюллову, преподнесло "Утро" императору Николаю I.
"Итальянское утро", 1823, Кунстхалле, Киль
А тот преподнес полотно жене Александре Федоровне, которой оно весьма понравилось: художнику передали бриллиантовый перстень в подарок и пожелание императрицы получить парную картину к "Утру". Брюллов сел это пожелание выполнять - так появилась идея "Полдня".
Однако когда "Полдень", для которого ему позировала реальная итальянская пышнотелая крестьяночка, был показан на выставке в Петербурге, ее засыпали нелестными отзывами знатоков живописи.
Дело в том, что царивший тогда суровый академический стиль не одобрял подобной вольности и "реалистичности". Да-да, эти прекрасные салонные итальянки, которые кажутся нам сегодня такими гладенькими и выдуманными, в ту эпоху воспринимались как невиданный реализм и проза жизни! Женщинам следовало быть похожими на античные статуи - быть идеально-прекрасными и величественными; если же они были "живыми", это воспринималось как недостаток картины.
Рисовать надо было так: Жорж Руже. "Амур с Психеей перед Венерой", 1827
Критики, в том числе официальный заказчик - Общество поощрения художников, упрекали Брюллова в "отсутствии соразмерности", в том, что он чересчур увлекся "приятностью", ради чего отступил от классических идеалов. Брюллов отругивался, что художник имеет право воспроизводить особенности «простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
Кончилось все тем, что художник вообще из-за этого выговора порвал с влиятельным Обществом, отказавшись от пенсии, которую оно ему платило.
Авторское повторение "Итальянского полдня", 1831, Третьяковская галерея
Императрица, впрочем, картину все равно получила - и вроде осталась довольна, несмотря на "вульгарность" изображенной девушки.