За 13 лет до братьев Райт: история самолёта инженера Адера

топ 100 блогов chumakoff_s_a17.12.2023
Летательный аппарат Клемана Адера, иллюстрация 1891 года
Летательный аппарат Клемана Адера, иллюстрация 1891 года

17 декабря 1903 года, 120 лет назад, первый полет на аэроплане совершили братья Уилбур и Орвил Райт. На сконструированном ими самолёте братьям удалось продержаться в воздухе 13 секунд и преодолеть около 30 метров. Это было знаменательное событие и отныне 17 декабря считается днём рождения авиации. Вот только братья Райт не являются в полном смысле первопроходцами: ещё в 1890 году состоялся полёт аппарата тяжелее воздуха с паровым двигателем, который приводил в движение пропеллеры. Его создал и пилотировал французский инженер Клеман Адер.

Адер известен прежде всего вкладом в развитие электротехники и систем связи. В 1878 году он усовершенствовал конструкцию телефона, а через два года организовал первую парижскую телефонную сеть. Затем инженер создаёт устройство для передачи стереофонических звуков по телефонным линиям, дальность которого составляла до трёх километров. Однако авиационная тематика занимала Адера едва ли не больше, чем связь: опираясь на известные труды об особенностях полёта птиц, он разработал летательный аппарат и компактный паровой двигатель для него. 

Чертежи и наброски Адера
Чертежи и наброски Адера

Самолёт Адера был похож на гигантскую летучую мышь, однако своеобразный внешний вид устройства никак не повлиял на его лётные качества. Аппарат Адера оторвался от земли 9 октября 1890 года и преодолел 50 метров. Это почти в два раза больше, чем получилось у братьев Райт 13 лет спустя. Полёт Адера считается первым, совершённым аппаратом только за счёт силы тяги собственного двигателя. Но управлять самолётом и добиться его стабилизации в воздухе инженер не смог... После первых испытаний Адер создал ещё два самолёта, которые назвал "Авион-2" и "Авион-3", причём финансовую помощь в разработке оказывали французские военные власти. Судьбу этих аппаратов сейчас трудно установить: согласно одним источникам, "Авион-2" так и не был доведён до рабочего состояния, другие же авторы утверждают, что оба самолёта всё же смогли взлететь.

За 13 лет до братьев Райт: история самолёта инженера Адера
"Авион-3" в 1908 году

Как бы то ни было, к основателям авиации относят исключительно братьев Райт, а вклад Клемана Адера незаслуженно забывают — да, его полёт был неуправляемым, но всё же первым в истории, да ещё и хорошо задокументированным. Копии самолётов Адера находятся в музеях Франции до сих пор. 

В отличие от братьев Райт, инженер не подавал в суд на тех, кто стал производить самолёты в дальнейшем и не занимался интригами, стараясь привлечь внимание к своему детищу. Его поздние теоретические труды по авиационному делу легли в основу создания современных авианосцев - труд Адера оставался фактически усилиями энтузиаста, а не способом заработать любой ценой.

У автора есть канал в дзене | И группа в одноклассниках | И конечно канал в Telegram — и на всё это можно подписаться! :)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
C однокомнатными квартирами работаю нечасто, не потому, что неинтересно, просто редко заказывают :). А, между тем, планировать все необходимое в тесном пространстве - довольно увлекательное занятие. Как из одной комнаты сделать две? План ...
Украина просит у России нефть для заполнения нефтепровода «Одесса — Броды». Украина просит у России нефть для заполнения нефтепровода «Одесса — Броды», сообщили RNS несколько источников, вовлеченных в переговорный процесс. По словам одного источника, «украинским партнерам необходимо 120 т ...
Удобный лайфхак во время езды (или полета или плавания) - делить скорость в час на десять. Таким образом мы получим расстояние за 6 минут. (А 6 минут - это почти пять минут, что удобно считать в уме.) А еще полезно делить скорость на сто - тогда мы получим ответ за 36 секунд (для ...
У нас по компании регулярно делается рассылка о несчастных случаях, произошедших с людьми на работе. Информация приходит из ассоциации компаний-производителей, куда входим и мы. Цель – сами понимаете, учиться на опыте других, чтобы не повторять чужие ошибки.  Названия предприятий ...
...