Юрий Вашкулат. Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?"

топ 100 блогов dinabank18.05.2011 Сегодня в проекте "Методичка" мы публикуем новый материал:

Юрий Вашкулат. Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?"

Предварительное слово от автора.

В школьные годы у меня было несколько книг по математике, в которых мне очень нравились две фразы: "авторы считают необходимым отметить следующее" и "читателю предлагается убедиться самому"; вторая фраза обычно использовалась в случаях, когда для уменьшения объема книги было пропущено одна-две страницы промежуточных лемм и доказательств.
Автор этого методического (в кавычках) пособия (полностью оно, кстати, должно было называться "Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное "Что? Где? Когда?", но не смог найти живого тренера, не захотел найти живого тренера, к кому тренер даже подойти боится, даже за доплату, к кому тренер приходит уже пьяный вдрызг, поэтому с тренировкой у него не очень получается, а также для девочек до 18, с которыми тренеры ни-ни, мало ли что") считает необходимым отметить следующее:

1. Автор осознает, что "пособие" с одной стороны фрагментарно, с другой – давно не обновлялось и в некоторой степени утратило актуальность. Так получилось потому, что по первоначальной задумке оно должно было иметь гораздо более широкий охват, не ограничивающийся только "вопросным вопросом", и писать его должны были, помимо меня, еще несколько человек. С тем, что они утратили энтузиазм, связан первый недостаток, с тем, что через некоторое время энтузиазм утратил и я сам – второй.

2. Автор полностью сознает субъективность своего взгляда на проблему, спорное использование терминов и, возможно, не самую удачную подборку вопросов. В основном использовались вопросы либо свои, либо с редактированных турниров (просто потому, что относительно них я более уверен в том, как на них предполагалось отвечать), но, пользуясь случаем, благодарю авторов всех использованных в качестве иллюстраций вопросов (ну или извините меня, если что не так). Некоторые идеи в части классификации и приемов уже высказывались ранее и цитируются без кавычек – просто потому, что я не уверен, что могу правильно определить приоритет.
Также хочу сказать спасибо Ольге Дубинской, которая не только сделала ряд ценных замечаний, но еще и изгнала из текста огромное количество ошибок и опечаток.

3. Автор подчеркивает, что ответ на вопрос – это творческий акт (предмет темный и обследованию не подлежит), который не сводится к простому перебору, какой из имеющихся "ключиков" подойдет к "замочку". В ЧГК такое не пройдет хотя бы потому, что систематический перебор методов истратит на себя ту минуту, которая отводится для ответа, без какой-либо гарантии получения этого ответа.

В качестве примера под катом можно посмотреть одну из глав этого пособия.

 
Глава 4. Выход из плоскости

Начнем с примера.

Пример.
В словаре Даля это слово находится между словами "протявкать" и "проулок". Еще так звали ёжика в известном советском мультфильме. Так как его звали?

Как обсуждает это вопрос молодая, но перспективная команда, не читающая умных методических пособийJ:

-     … Так как его звали?
-     Ну?
-     А шут его знает, как его звали!
-     Имя у ёжика...
-     Вася, ты помнишь?
-     Я? Я вообще не смотрел!
-     Причем тут "протявкать" и "проулок"?
-     Нет, был такой мультик, я точно помню! "Ёжик в тумане", еще премию дали за него!
-     Имя, сестра, имя!
-     Режиссер Норштейн!
-     Сам ты Норштейн, а как ёжика звали?
-     Вспоминаем, вспоминаем...
-     Пишем "Пушкин" - все равно других вариантов нет.
И так вся минута. 

Выход из плоскости - зачастую единственный способ, с помощью которого можно ответить на некоторую часть вопросов (если вам это не позволяет сделать фактическое знаниеJ). В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек - за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.

Предпосылки:
•     длинный вопрос с монотонным списком похожих объектов; какой-нибудь может оказаться неуместным.
•     короткий вопрос; информации мало, первая приходящая на ум ассоциация может оказаться уводящей от правильного ответа.
•     наличие у ключевых слов омонимов, омофонов.
•     использование вместо ключевых слов их синонимов, имеющих и другие значения.
•     подозрительное использование имен собственных.

Как это берется:
-     Ребята, а если речь идет не о человеке?..
-     А что, если речь идет о человеке с таким именем/фамилией/прозвищем/национальностью?..
-     А если тут имеется в виду по созвучию?..
-     А если слово * относиться к **, а не к ***?..
-     А если имеется в виду значение *?..

Пример.
Вопрос (Высшая лига г. Харькова, 2003):
В словаре Даля это слово находится между словами "протявкать" и "проулок". Еще так звали ёжика в известном советском мультфильме. Так как его звали?

  Нужный ход:
- А что, если "так звали", это не имя, а то, как именно его звали?
От искомого наречия нам даже известно пять первых букв: "протя".

Ответ: Протяжно. Вот так: "Ё-о-о-жи-и-ик!"
Автор: Владислав Карнацевич (Харьков)

Вопрос (Чемпионат Канады – 2005, Торонто, 2005):
Согласно шутке Антона Губанова, цыганка сказала Джорджу Стэффорду: "Позолоти ручку, милок". Назовите фамилию Джорджа Стэффорда.

Ответ: Паркер.
Автор: Антон Губанов (Санкт-Петербург)

Вопрос (Чемпионат клуба "Дети Коломны" по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):
Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы "L". Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву "H". Назовите город, в котором она ЭТО совершила.

  Подсказка. Ну как, приходит в голову, что можно сделать с буквой? А если это не какая-то абстрактная буква, а вполне конкретная? Тогда частью какой надписи она является?

Ответ: Лос-Анджелес.
Зачет: Голливуд.
Комментарий: Она покончила с собой, бросившись с буквы "H" в надписи "HOLLYWOOD".
Автор: Михаил Скипский (Санкт-Петербург)

Вопрос (Открытый Всероссийский Синхронный Чемпионат, 4 этап, 2005):
В статье "Гормоны головного мозга" в журнале "Наука и жизнь" упоминаются профессор Эрнест Старлинг, первооткрыватели нейрогормонов профессора Шэлли и Гиллемин, профессор Ганс Cелье и еще один известный врач, никогда не бывший профессором. Назовите фамилию этого врача.

  Подсказка. Вряд ли автор вопроса предполагает, что команды достаточно хорошо знакомы с корифеями нейрохирургии. Предположим, что искомый врач более известен не как врач. Тогда какое он мог иметь отношение к исследованиям гормонов головного мозга? Ну, например, в книжке про это написал.

Ответ: Булгаков.
Автор: Юрий Вашкулат (Киев)

  Вопрос: (2-й Международный Кубок Тель-Авива/синхронный турнир ЛУК, 2006)
По легенде, слуга мудрого царя Соломона Бениягу, отчаявшись добиться цели честным способом, украл у своего повелителя коня. Что в похожей ситуации украл человек, который отчасти был тезкой Соломона?

  Подсказка. Интересно, что это была за цель, если для того, чтоб ее достичь, понадобилось красть коня? Что Соломон делал бы без коня? Это был просто конь, или какой-то особенный конь? Тогда какой? А если это был СОВСЕМ особенный конь?

Ответ: Ладью.
Комментарий: В шахматах Соломон был непобедим. Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей в Васюках украл во время шахматного турнира ладью.
Автор: Борис Моносов (Санкт-Петербург)

Вопрос (Высшая лига г. Харькова, 2003):
Этот алфавит содержит всего одиннадцать букв, среди которых 5 гласных, а одна буква повторяется трижды. Какая?

  Подсказка. Вряд ли в том, что можно назвать алфавитом, одна и та же буква встретится три раза. Видимо, надо искать что-то другое.

Ответ: Т.
Комментарий: Речь идет о словосочетании "этот алфавит".
Автор: Команда "Сливки-Форс-Мажор" (Харьков)

Замечание. На самом деле вопрос выглядит так:
"Этот алфавит" содержит всего одиннадцать букв, среди которых пять гласных, а одна буква повторяется трижды. Какая?

Ответ: Т.
Однако учтите, что так бы вы этот вопрос услышали, а не прочитали.

Недостатки метода:
вопрос оказался тупым. Все слова значат только то, что значат. Уводок нет. Метод сам увел в сторону от правильного ответа.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
и  [ немного рыбы ] а то притомили уже, чо я там ловлю:) завтра с утра опять пойду, так шо пора ...
Оригинал взят у komogor в Инспектируем объекты Саммита. Хочу поблагодарить за доверие всех френдов, голосовавших за меня здесь: http://mikl.primorsky.ru/poll/ Одержав убедительную победу в голосовании, я вошла в группу по подготовке предложений по ...
Ссылка "Это" что? Для экономии Лебедев нанял таджикского гастарбайтера с зеленым фломастером? Эту же блевотину даже прочитать невозможно! "Оно" на каком языке написано? Или это переделка логотипа Сызрани созданная Михалковым от дизайна? Тьфу. Из коментов: У меня вопросы те ...
С вашего позволения тоже немного пофлужу на тему снежных гонщиков. Вот реальный пример: У меня есть хороший знакомый. Несколько лет назад он "по случаю" недорого КУПИЛ права. Месяц назад решил, что ему пора стать автомобилистом. Купил машину за ...
Прежде чем войти в лифт, Анатолий не удержался, и посмотрел в окно еще раз. Разумеется, корабль Чужих был на прежнем месте-- прямо над памятником Петру Первому, на высоте ста четырнадцати с половиной (проверено) метров, непоколебимо удерживаемый в ночном небе антигравитационными (з ...