Юрий Шевчук о нас с вами, о современной России
repazoid — 28.12.2010 Вступительное слово Юрия Юлиановича в интервью Ленте.ру:Здравствуйте, дорогие! Спасибо за вопросы. Главный из них меня не удивил, но порадовал.
"Что делать?", – спрашивают меня Сергей, Марго, Карл, Евгений, Илья, Владимир, Семен, Дмитрий, Алина, Александр, Роберт и другие.
Нашли Чернышевского...Что мне, счастливому, как юный Гаутама, дураку, имеющему работу, друзей и перспективы, ответить на это спивающемуся после армии пацану в разбитой деревне, учительнице в бедной районной школе, работяге в заколоченном и выброшенном на окраину цивилизации моногородке? Коллеге-музыканту, закисающему в подвале, на хрен не нужному с его гениальными песнями, гламурно-блатному раздолью медиапространства? Офицеру, посланному на все четыре в результате невнятной армейской реформы? Что делать? Первое, что приходит в голову – стать акционером партизанского отряда, уйти в лес и короткими набегами водружать на местах вопиющую справедливость... Почистить страну... Если не читал бы, не знал истории, так бы и сделал.
Болтает нас между двумя системами – капитализмом и коммунизмом. Но мы забыли про феодализм. Давайте поразмышляем.
"Происходящее всегда трудно опознать тем, кто замечает в первую очередь то, чего желает... Великие революции никогда не свершались для того, чтобы свергнуть установившееся господство буржуазии. Все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе... Суверенность – то есть практически непроизводительное употребление ресурсов, не может считаться целью истории... Революции, утверждаю я, происходили в обществах феодального типа, где богатство еще не направлялось на накопление производительных сил…", – пишет в своей книге "Проклятая часть" Жорж Батай. Я с ним во многом согласен. Существующие ныне социально-экономические системы далеко несовершенны. Но посмотрите, "нашими" правительственными идеологами придуман термин "суверенная демократия". А слово "суверенность" в основном значении обозначает "верховную власть", то есть феодализм. И не есть ли это словосочетание подтверждением возврата нашей страны к феодальному строю? Как мы читали выше, "...все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе...". Если наше государство пойдет и далее по этой авторитарной дорожке, если будет и далее существовать пропасть между сословием "неприкасаемых", то есть бюрократии, буржуазии, власти, и простым, "тягловым" народом, то, конечно, еще одна революция в нашей стране возможна. Такие дела.
Что делать? Думаю, что отношения разума и мира должны быть более равноправными, гармоничными. Простите за банальность, но гармонию, для начала, нужно искать в душе своей. И если мы уточним вопрос, задав его так: "что Мне делать?", становится проще. Вопрос становится не размытым, большим, огромным, философским, с достоевщинкой, а четким: "что Я лично могу сделать в данный момент, в данное время?". Скотиной можешь не быть? Могу. Уже легче жить окружающим будет.
Начинать надо, прежде всего, с себя. Самая страшная проблема – мы сами. Такого падения этических и нравственных норм история России давно не знала. И мне, смею признаться, иногда гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить. Верна поговорка: все люди добрые, но не все об этом знают. Искать в себе добро... Но означает ли это социальную пассивность, типа "музыкант – музицирует, политик – политикует"? Нет.
Видел недавно передачу Познера с Гребенщиковым. ВВ наскакивал, ББ отмахивался. "Любая власть от Бога. Какая есть, такую народ и заслуживает", – говорил музыкант. Короче, кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Кстати, почему-то Боря не озвучил толкования святыми отцами этого изречения – любая власть от Бога, если она пытается придерживаться заповедей Божьих – не укради, не убий, и так далее, и тому подобное. Еще он процитировал Дионисия Ареопагита: "Бог там, где кончаются наши представления о Нем". С чем я согласен.
Далее, "Бога не нужно просить ни о чем. Он в нас, Он любит нас. Он и так все знает". Трудно не согласиться. Далее? Дальше ББ не пошел. Он коснулся Причины, многим неясного объема истины, парадоксальности ее и алогичности. Бог там, где мы о Нем ничего не знаем, и Он в нас. Единовременно.
Но Мудрейший ничего не сказал о Свободе Выбора, которую даровал нам Господь. О свободе всю жизнь, каждую секунду бытия выбирать между добром и злом, о нашей личной ответственности за судьбы мира. Мы – его сознание, и от нас многое зависит. Не думаю, что утилитарное прочтение Книги Книг, использование ее в корыстных целях свойственно Борисычу. Священное писание глубоко симфонично, в этих метафорах каждый, если пожелает, найдет для себя путь к спасению. Но достойно ли, правильно ли заниматься самосозерцанием, когда в доме пожар? Добрые христиане спасают из огня детей, родных, близких, а потом уже самих себя и имущество. То есть от нас тоже жизнь в стране зависит. И власть, она не только от Бога (наружного, языческого), но и от Бога нашего, сокровенного, выстраданного (нутряного, христианского).
Мне нравится полемика, которая развернулась в новейшие времена. Дискуссия об отношениях художника и власти, человека и государства. Опять актуально.
Мы многое можем. Не верьте разным политтехнологам, которые нас убеждают, что выбирать можно только из двух персонажей. Я считаю, что голосовать нужно за свое сокровенное и наболевшее. Как? Человеком оставаться. Не принимать нечестных правил игры. Выключить телевизор. Критически – к пропаганде. Жизнь видеть реальную. Работать над долей лучшей и давать отпор негодяям.
Сартр писал: "Человек страшится быть единственным источником своей безосновной свободы, страшится быть единственным источником ценностей, ему тяжко нести бремя ответственности (и нести на своих плечах всю тяжесть мира) и он пытается "списать" свои действия на якобы не зависящие от него, объективные причины, скрыться за какой-нибудь маской (социальной ролью, например). Таково "неподлинное", "неаутентичное" существование. Но и в этом случае любая маска, любая роль – результат, в конечном счете, Свободного Выбора. Человек, поистине, "осужден быть свободным" (Философские тетради, М., 2004).
Кстати, недавно пришло известие о переносе места строительства газпромовской башни из культурно-исторического центра Санкт-Петербурга. Не зря питерский народ протестовал на митингах. Останется нашим детям гениальная невская небесная линия.
Юрген пишет: "Макаревич недавно у Максимовской выразился в том духе, что не повезло "начальству" с народом и все беды российские от "темного", "невоспитанного" народа. Скажите свое нелицеприятное мнение о русском (российском) народе? Кто виноват в нынешних бедах: власть или народ?"
На вопрос "Кто виноват?" добавлю к предыдущему: мы с вами виноваты. Но понимая весь ужас положения, все-таки не повернется у меня язык сказать, что народ не тот.
Народ (многие совестливые люди стесняются бросаться этим словом, пафоса боятся) у нас, слава Богу, есть. Но рваный весь, как душа грешника. От неустроенности и непонимания перспектив многие озадачены и, как следствие, озлоблены. Лечат души свои, порезанные, спиртом да блатняком. Женщины многие несчастливы, в любовь не верят. Не вера царит в Бога, а мистика египетская, суеверия. На двуглавом – красная звезда. Вместо светлой классики – непонятная постмодернистская эклектика. Зябко, неуютно, непривычно без идеологии. Будущее – опасно, неопределенно, дети – как чужие. Привычного, знакомого прошлого нет. Вот и цепляются потерявшие опору за уверенного архаичного Путина и праздничный, позитивный телевизор. Смотрим футбол, пьем пиво, и каждый выживает. Сам по себе. Приснилась мне как-то картина: Красная площадь, полная идущих людей. Голых, без транспарантов и портретов вождей, которых и на мавзолее тоже нет. Люди идут и с недоумением смотрят друг на друга: "Вот какие мы на самом-то деле, homo erectus". Предыдущая, коммунистическая идея полировала общество, сглаживала острые социальные, бытовые углы, уравнивала нас всех и вселяла ощущение счастья и равенства всех перед всеми (коллективное бессознательное). Лишившись этой иллюзии в нынешние времена и увидев себя такими, какие мы на самом деле есть, мы ужаснулись.
Но не сразу "Москва строилась". Мы на ощупь, и политики, и простые люди, не зная будущего, не имея никакой оперативной информации о нем, мы в этой тьме, тяжело, со срывами в средневековье, падениями, в кровь сорванными ногтями, но все же, надеюсь, выползем к свету, иначе... (но понимание света у всех разное, в головах сплошные светофоры).
Что есть нравственность? По-моему, это – человечность. Все время встречаю. Верю еще в промысел Божий. Бывает в истории, когда нация дойдет до последнего края, она начинает самоочищаться, сплачиваться морально и нравственно, каким-то древним чутьем, всеми своими клетками, генами осознавая, что иначе – апокалипсис. То бишь, всеобщий кирдык. Во время Великой Отечественной войны это было. Тогда выстояли. А сейчас-то чего нам плакать и стенать?
Полный текст интервью здесь: http://www.lenta.ru/conf/ushevchuk/
http://vkontakte.ru/note1145214_10500992