Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения

топ 100 блогов skobzev03.03.2024
Родился19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя Умер 10 мая 1960 (61 год),Москва, РСФСР, СССР
Родился 19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя Умер 10 мая 1960 (61 год),Москва, РСФСР, СССР

Юрий Карлович Олеша (белор. Юрый Карлавіч Алеша; 19 февраля [3 марта] 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.

Отец, Карл Антонович Олеша, был акцизным чиновником; умер в 1940-е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963) уже после смерти сына вернулась в Советский Союз. В последние годы, когда она уже была тяжело больна, за ней ухаживала жена умершего писателя, Ольга Густавовна Суок. Похоронена рядом с сыном. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.

Родным языком Юрия был польский.

В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. «Ничего не усвоил за эти два университетских года. Сдал только один зачёт: теорию права.»  В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильёй Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». Сотрудничал с «Бюро украинской печати» (Украинское отделение РОСТА).

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах, пережил бурный роман с Серафимой Суок. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.

 В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. «В нём буквально играло, веселилось моцартианское начало» .

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Книгу «Три толстяка» Олеша посвятил Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой он ухаживал во время работы над сказкой. К моменту опубликования книги она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Впоследствии Олеша женился на сестре своей бывшей сожительницы Серафимы Суок — Ольге (1899—1978). Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.

Отход от литературы и творчества

В пейзаж новой «индустриальной» литературы Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений. «Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды», — писал о нём Виктор Шкловский. Слишком ясна стала невостребованность в новом советском государстве его героев-мечтателей. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову[8]:

Кавалеров — это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров — пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло.

Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты — это ты, или — никто». Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято всё, кроме клички „писатель“». Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям)

В 1937 году выступил в «Литературной газете» со статьёй «Фашисты перед судом народа», обличая бывших руководителей партии, обвинённых в создании подпольного параллельного троцкистского центра, и воспевая Сталина:

Они покушались на Сталина. На великого человека, сила которого, гений, светлый дух устремлены на одну заботу — заботу о народе. Мерзавцы, жалкие люди, шпионы, честолюбцы, завистники хотели поднять руку на того, кому народ сказал: ты сделал меня счастливым, я тебя люблю. Это сказал народ! Отношение народа к Сталину рождает в сердце такое же волнение, какое рождает искусство! Это уже песня!

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, работал там на радио, вернулся в Москву только в 1947 году. Обстановка в стране и в культуре оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог. «Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция», — записал он в своём дневнике. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 год не переиздавались.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а сидящим в ресторане со стаканом водки. Денег у него не было, другие литераторы почитали за честь угостить писателя.

Встречами с Олешей вдохновлен рассказ Виктора Голявкина «Петлянье», этот рассказ автор и посвятил Юрию Карловичу.

Пристрастие к спиртному подорвало здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд)].

Дневниковое наследие

 Ни дня без строчки

О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Уже при жизни писателя, в 1956 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. Позже, в 1961 году, появилось расширенное издание. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году. В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова). источник

Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения
Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения
Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения
Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения
Юрий Олеша • 125 лет со дня рождения

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я познакомился Полечкой Хановой 23 года назад во время церемонии по открытию в Москве Всемирного дня охраны окружающей среды. Она уже тогда была известна публике под именем Пелагея. Она была еще подростком, но поразила меня не только голосом, природной красотой, но умом и какой-то ...
Несмотря на нагрузку во время новогодней ночи, есть пару советов, которые помогут "завести" организм, заявил врач Андрей Кондрахин. По его словам, систему пищеварения можно "запустить" благодаря куриному бульону, супу или борщу. "Система пищеварения работает только тогда, когда в ней ...
Посвящена последнему году жизни в Овер-сюр-Уаз. В конце немного картин из постоянной коллекции и несколько картин других художников. Несколько месяцев выставка в Амстердаме, а потом поедет в Париж. Как-то так сложилась, что я было во всех пушкинских ван гоговских местах, включая даже ...
Разбираясь в рогатых чудищах Скандинавии, неожиданно обнаружила еще одну интересную подробность, связанную с историей, рассказанной в Тайны рогатых шлемов бронзового века Напомню о чем был тот пост. Проанализировав рогатых существ конца бронзового века из Иберии, Сардинии и ...
Суть проблемы я излагала вот в этом посте "Почему в России не любят детей" Среагировали на мою жалобу в течение часа, а дело было в воскресенье вечером(!): "Ваше обращение передано на рассмотрение руководству ООО «ЭККО-Петербург». В ближайшее время Вам будет направлен ответ." Днем ...