Юрий Нагибин

Вот как раз образцовый пример колониальной интеллигенции. Когда вам нужны писатели для себя, тут желательна максимальная искренность, иначе по-настоящему хорошего текста не получится, получится в лучшем случае что-то среднее. Искренность может быть и критична, почему нет, если не перебарщивать. Но для колонии - зачем настоящее качество? Если человек выполняет работу, гонит план по текстам, подкрепляет ими существующую идеологию, так и замечательно. А если он в душе вас ненавидит (для интеллектуала это вполне вероятный вариант), то ещё лучше - такие люди не смогут объединиться, они будут жить в постоянном страхе доноса и разоблачения. Получается устойчивая и вполне рабочая конструкция. Не на века, но на десятилетия точно. Хорошая иллюстрация к "Контуженные советской властью".
Накал ненависти можно оценить по решению Нагибина принципиально не заводить детей "в этой стране". Он так и умер бездетным, поменяв несколько жён. При этом в дневнике жаловался, что приходится много работать, чтобы оплачивать двух домработниц и двух шофёров (ну и жену с любовницей, но этого он не пишет). Схема вполне оруэлловская.
Если кто не вполне понимает, как это всё могло работать на практике, то напомним, что в СССР в 1934 году был создан Союз писателей, который напрямую занимался управлением литературой. Его формальный основатель Горький скончался через пару лет при неясных обстоятельствах, один из первых руководителей, А.Фадеев, застрелился в 1956 году, и в целом это была не слишком прозрачная организация. Нагибина приняли туда в 1942 году, в возрасте 22 лет.

|
</> |