Юм верующий, или Советский строй природы
antonrai — 14.02.2022 Текст: «Весь строй природы свидетельствует о существовании разумного творца, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии». (Давид Юм. «Естественная история религии»)Комментарий:
1. Если весь строй природы свидетельствует о существовании разумного творца, то зачем нужна ВЕРА в Него? Я бы сказал, что суждение Юма стоит переформулировать так: ни один человек с развитым логическим мышлением не может НЕ сомневаться в существовании Бога. Преодолевается ли это сомнение верой или не преодолевается, зависит от конкретного мыслителя. В моем конкретном случае – не преодолевается.
2. В логическом плане суждение Юма интересно тем, что оно сразу же безапелляционно отсекает всех неверующих от всякой причастности разуму. То есть далее спорить с Юмом бесполезно, - всякий спорщик будет автоматически записан им в число «несерьезных мыслителей».
3.1. Вообще же суждение Юма крайне характерно в плане доминирующей общественной установки. Если верить в Бога общественно-предписано, то «никто не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии». Почти никто. А всякий «отход» будет сопряжен с рядом проблем, не имеющих никакого отношения к размышлениям. Вы именно что не должны размышлять, но бездумно подчиняться. Богу - и власти, данной от Бога.
3.2. Конечно, в различные исторические эпохи такого рода общественно-предписанность может давить больше или меньше (и плоды этого давления могут быть различными), но даже и секулярное общество, где религия вроде бы отделена от государства… в общем, едва ли существует общество, где бы религиозный дух вполне бы улетучился в какую-то отдельную уготовленную для него нишу – и дело тут не только в том, что любое значимое явление противится попыткам запереть его в какой-то конкретный ящичек, из которого ему запрещается выползать. Скорее дело в том, что стремление отделить религию от государства и резко понизить ее априорное влияние в обществе проистекает от личности и востребовано в обществах, где права личности оказываются общественно значимы - на уровне одной из базовых общественных ценностей. Общество же как нечто цельное никогда не может состоять из отдельных индивидов, как бы их ни было много, и вот в том, что касается сплоченности общества, его спаянности, религия всегда выступала как один из важнейших, если попросту не как ключевой фактор, - что отмечалось и отмечается очень многими. Апологетами общества – с восторгом; апологетами личности – со скепсисом.
3.3. Я думаю, излишне объяснять, что даже и в Советском Союзе марксизм-ленинизм выполнял не только идейные, но и религиозные функции, и даже, может быть, преимущественно религиозные. Не веришь в марксизм – выпадаешь из советского общества. И, кстати, слова Юма очень легко перефразировать в таком ключе: «Весь советский строй свидетельствует о том, что марксизм-ленинизм является высшим проявлением человеческой мысли, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы научного коммунизма». Ну а если посмотреть вокруг, то есть посмотреть на то, о чем именно свидетельствует советский строй… Ну а если посмотреть вокруг, то есть посмотреть на то, о чем именно свидетельствует строй природы… Но это уже жажда знания, а не веры.
|
</> |