
Язычество и религия в деревне, или почему по праздникам я не работаю.


Отрывок из книги "Гнездо аиста"
В июле на улице было практически невозможно находиться из-за жары. Единственным облегчением был дождь, который проливался из черных грозовых туч в сопровождении молний и грома. Деревенские отмечают православный праздник – день Ивана Купалы 7 июля, когда родился пророк. В русской глубинке считается грехом работать в религиозные праздники и по воскресеньям. Никакой стирки или уборки для женщин, никаких работ с молотком или рубки дров для мужчин. Большинство мужиков в деревне считали эти праздники, которые случались по несколько раз в месяц, хорошим поводом напиться.
На той же неделе деревенские отмечали Петров День (День святых Петра и Павла), но не так, как обычно. До войны вся деревня в этот день гуляла, плясала и пела. Мужики устанавливали крутящееся деревянное колесо, которое называется «реяль» - от старорусского глагола «реять». На нем было четыре деревянных сиденья, каждое на двух человек, подвешенных на противоположных концах двух длинных жердей, закрепленных под прямым углом. Все сооружение вращалось вокруг оси, лежащей на высоких деревянных столбах. Два мужика стояли внизу и толкали сиденья вверх и вокруг оси длинными шестами. Заплатив за удовольствие мужикам всего двумя яйцами, каждый мог прокатиться на собственном Чухрайском чертовом колесе.
Я с удивлением узнала, что жители Чухраев считают себя православными, учитывая их языческие обычаи. Игорь сказал, что у них в голове каша. Жители отмечают церковные праздники и в то же время поклоняются шаманам и добрым и злым духам в лесу. Они верят, что на деревьях живут нимфы, а в реке русалки. Со временем языческие обряды переросли в православные праздники.
Например, в вечер накануне Ивана Купала по местной традиции храбрецы должны были пойти в полночь в лес, чтобы найти цветок папоротника. Этот вид папоротника цветет раз в году и очень короткое время, всего несколько секунд. Тот, кто найдет крошечный цветочек, сразу станет всезнающим, получив божественное озарение.
Ольга Ивановна рассказала мне, как один мужик из Чухраев отправился в лес на лошади за день до Ивана Купала. Он заблудился и потерял своего коня в лесу. Он заснул, а в ту ночь зацвел папоротник, и цветок упал в его ботинок. Когда он проснулся, он знал, где находится его лошадь и как найти дорогу домой. Он слышал, о чем говорила его семья дома. Когда он вернулся, он снял ботинок, и цветок выпал. Тут же божественное озарение исчезло, и он снова стал таким же дурачком, каким был до этого.
Говорят, что перед восходом солнца на Ивана Купала муравьи затаскивают шарик масла на верхушку муравейника. Когда солнце взойдет, масло растает и его будет уже невозможно собрать. Местные жители верят, что тот, кто соберет муравьиное масло, будет вечно здоров.
Несмотря на все старания Советской власти искоренить религиозные и языческие обычаи на селе, вековые традиции крепко удерживались в Чухраях. Считая религию инструментом класса эксплуататоров, Советы сносили церкви, сжигали Библию и преследовали верующих. Религиозные репрессии особенно усилились во время чисток 30-х годов. Однако, многие деревенские жители боялись Божьей кары больше, чем Советов, считая, что на тех, кто помогал разрушать церкви, обрушатся всякие несчастья и Божья кара.
После разрушения монастыря в Старом Ямном, где сейчас стоит кордон заповедника, ближайшая церковь оказалась в Красной Слободе – в пятнадцати километрах от Чухраев. Местные жители ходили в эту церковь по большим церковным праздникам. В начале 1930-х партийное начальство велело разрушить церковь. Здание снесли, иконы разбили, а Библию сожгли. Вскоре после этого, мужчина из Красной Слободы, который скидывал колокол с колокольни, внезапно начал лаять, как собака. Он не мог сказать трех-четырех слов, не начиная лаять. Односельчане дали ему кличку «Гавкала». Однажды Гавкала разорвал свою глотку. Спустя шестьдесят пять лет его семья продолжала страдать. Дочь умерла в пятьдесят лет, отравившись алкоголем. Ее муж утонул в пьяном виде, упав головой в реку с лодки. Их сын погиб летом в автомобильной катастрофе, и его брат чуть не погиб с ним вместе. Местные верят, что все это Божья воля.
В древнем городке Трубчевск также были разрушены церкви, стоявшие столетиями, но две из них уцелели: Троицкий и Сретенский соборы. Жители Чухраев слышали звон колоколов церкви Св. Георгия, которые звонили в Трубчевске, до которого по прямой почти двадцать пять километров, пока эту церковь не снесли и на ее месте не построили городскую баню. В Чухраях жители тайно отмечали религиозные праздники. На Пасху они собирались в доме у женщины, которую звали Степановна и которая жила по соседству с Игорем. Они читали молитвы и пели. Но если председатель сельсовета об этом узнавал, он разгонял их по домам и грозился сообщить в партийный комитет в Суземке.
Переводила Анна Маркова (а не Макарова, как я раньше писала - простите, Анна!). Русская версия пока в процессе - за ошибки на русском языке сразу извиняюсь. Если вы найдете другие ошибки в изложенной информации, прошу сообщить - для издания русской версии книги.
Вы можете читать другие отрывки по тэгу The Storks’ Nest.
Фотография Игоря Шпиленка.
|
</> |
