рейтинг блогов

Яркие краски детства

топ 100 блогов convaliya09.02.2021 Прожили мы в этом городке чуть больше трех лет и уехали, когда я перешла в четвертый класс. Но почему-то все воспоминания моего детства связаны именно с ним. Там прошло мое "настоящее" детство, а до и после, в большом городе, оно было уже другим. Может быть потому, что к постоянной смене впечатлений со временем привыкаешь, а при однообразной жизни каждое новое впечатление надолго врезается в память.

Яркие краски детства
Детство в деревне. Фотграф Наталья Прядко

Тогда мы жили в одноэтажном "финском" доме, стоящем посреди большого двора. Калитка в высоком глухом заборе выходила в "провулок", который во время дождей превращался в непроходимое болото, и мы, дети, носили кирпичи и доски, чтобы проложить среди грязи мостки. Требовалась определенная сноровка, чтобы добраться по ним до асфальта, не вывалявшись в грязи. И, пройдя без потерь этот опасный маршрут, можно было считать, что пережил самое настоящее приключение.

Слева от калитки росла огромная груша-лимонка о большущим дуплом. Дерево было настолько старым, что время от времени некоторые ветви отсыхали и отваливались от него. Однако плодоносила оно хорошо, и осенью под ним можно было собрать много терпковатых, но очень вкусных груш.

Дальше вдоль забора, огибая дом, тянулся малинник. За домом находился палисадник, где росла желтая акация, из плодов которой получались прекрасные свистки. Напротив палисадника стоял кирпичный сарай, а дальше шел огород.
В заборе со стороны огорода была еще одна калитка, запертая на замок, так как ей очень редко пользовались. Вела она на огромный луг, тянущийся до самой речки, берега которой украшали вербы и плакучие ивы. С левой стороны луг ограничивался еще одним глухим забором, за которым жил известный хулиган и мой друг Женька.

Впрочем, такие заборы были тут у всех, и позже я очень удивлялась, когда видела заборы, сквозь которые прохожие могли видеть все, что делается во дворе. Ведь жить на виду у всех не очень-то приятно. Однако у наших заборов был один существенный недостаток - их сложно было преодолевать во время игры в "казаки-разбойники", когда нужно было срочно оторваться от преследований вражеской команды. Вообще-то это препятствие представляло трудность, пожалуй, только для меня, так как большинство детей преодолевали их с кошачьей ловкостью. Я, конечно, тоже могла перелезть через забор, но самостоятельно только со стороны двора, где на досках были перекладины. А если приходилось лезть из переулка, зацепиться было не за что, и мне требовалась чужая помощь.

Только один забор в переулке отличался от других, а именно тем, что сверху его украшали два ряда колючей проволоки. Поскольку этот забор перелезть было сложно, его хозяев никто не любил, и мальчика, который жил в том дворе, никогда не принимали в игру.

Наш дом, как двор, сарай, и огород, был разделен на две части, поскольку мы жили с соседями. Наибольший интерес для меня представляла чужая половина сарая, так как она почти вся была заполнена пустыми флакончиками из-под духов и одеколона. Как ни странно, эту удивительную коллекцию собрал наш сосед дядя Федя. Понятия не имею, где он мог набрать такое количество флакончиков, так как трудно было представить, чтобы два человека могли вылить на себя такое количество парфюмерии даже в течение целой жизни.

Для меня эта коллекция была непоборимым искушением. Флакончики были разной формы - плоские, круглые, пузатые, они еще сохраняли запах своего былого содержимого. Удержаться, чтобы их не стырить, было совершенно невозможно, потому что мы с подругой любили играть в парфюмерный магазин.

Но сосед, похоже, знал все флакончики наперечет, и если случалось какому-нибудь из них исчезнуть из сарая, он проводил настоящее расследование. Естественно, подозрение в первую очередь падало на меня. И в большинстве случаев, я на самом деле была виновата. Однако иногда флакончики исчезали и без моей помощи, хотя в это трудно было поверить, так как во дворе возле самой калитки соседи держали на цепи большую немецкую овчарку по кличке Рекс. Впрочем, с соседями мы жили мирно, и инциденты с флакончиками быстро угасали.

Кроме Рекса во дворе были и другие животные. В нашей половине сарая обитали куры, а в палисаднике соседи держали кролей. Время от времени кроли прогрызали в клетках дыры и убегали на волю. Эти случаи были для меня любимой забавой, так как мне нравилось бегать за ними по всему участку. Поэтому я регулярно проверяла, все ли кроли на месте.

В кухне дома жил кот, а в подвале - мыши. Кот был наш, и звали его Тихоном Ивановичем, а попросту Тишкой. Мышей Тишка исправно ловил, долго играл с ними, потом душил, но не жрал. И никогда не забывал похвастаться своей добычей в ожидании, что его похвалят. Из чего я делаю вывод, что чувство честолюбия не чуждо даже котам. По крайней мере, некоторым из них.

Пока Тишка был котенком, он любил играться, но как только подрос, стал меня всячески избегать. Зато очень он любил лежать на руках у мамы и громко мурлыкать. Я подозревала, что делает это намеренно, мне в пику. Завидуя маме, я пыталась брать его себе на руки, но он сбегал от меня и не возвращался, пока я не уходила гулять на улицу. Вот так я узнала, что коты взрослеют намного быстрее, чем мы, люди.

Но такое заключение я сделала только в отношении котов, а не собак, потому что Рекс вел себя иначе. Он всегда был не прочь поиграть со мной, позволял ездить на себе верхом и терпеливо сносил, когда я трепала его за уши. Характер у него был веселый и жизнерадостный. Мама мне говорила, что немецкие овчарки все такие, и их нужно специально злить, чтобы выработать у них качества, необходимые для сторожевых собак. Она разбиралась в этом, так как в юности занималась дрессировкой собак, которые не раз принимали участие в соревнованиях.

Яркие краски детства
Фото из интернета. Этот пес очень похож на Рекса.

Следуя ее примеру, я пыталась заниматься дрессировкой Рекса, но он, вредина, работать не хотел, отказывался понимать команды, а вместо этого дурачился и, путая уроки с забавой, пытался выдурить у меня приготовленное для него вознаграждение. Я думала, что делаю что-то не так, но скоро представился случай убедиться в обратном.
Однажды к нам во двор забежала с улицы бродячая собака. Я обрадовалась, и тут же принялась ее дрессировать. Собака оказалась очень толковой, и очень быстро научилась ходить по доске, которую для этой цели я клала на деревянные ящики в сарае. Но мне не повезло и с ней, так как через несколько дней соседи пристроили дворнягу к каким-то своим знакомым.

Будка Рекса находилась под грушей - рядом с калиткой. Когда пес слышал чьи-то шаги в переулке, он мигом вскакивал на крышу будки, клал лапы на забор и начинал отчаянно лаять. При этом он радостно вилял хвостом, а это был верный признак его хорошего настроения. Его лай означал что-то типа: "Привет, привет! Я раз тебя видеть!" Но поскольку хвоста Рекса никто не видеть не мог, а сам он был собакой внушительных размеров и имел мощный голос, прохожие спешили перейти на другую сторону переулка.

"Ну чего вы пугаетесь? - удивлялся Рекс. - Разве вы не видите, какой я хороший и веселый?"

Но ему никто не верил. Случайные прохожие чуть ли не вжимались в противоположный забор, не подозревая о том, что именно за ним и скрывается настоящая опасность - в виде малюсенькой, но злющей шавки. За всю свою короткую собачью жизнь Рекс ни разу никого не обидел, а вот следы от ее укусов остались у меня ноге до сих пор.

Однако не только посторонние люди, но даже мои приятели заходили в наш двор с опаской, прося меня на всякий случай придержать Рекса за ошейник. Как видите, не смотря на свой чересчур благодушный характер, пес был прекрасным сторожем, поскольку один его вид внушал всем серьезные опасения.

Большую часть времени Рекс сидел на цепи, однако прекрасно знал, что при желании всегда сможет освободиться, поскольку открыл способ снимать с себя ошейник. Проделав эту операцию, пес обычно врывался в дом и прямиком бежал на кухню, где он провел щенячью пору своей жизни. Там по старой привычке забирался под газовую плиту, где когда-то лежала его подстилка. Но так как пространство под плитой теперь было слишком мало для него, то превращался в некоторое подобие гигантской таксы, и это было очень потешное зрелище.

Ему там было неудобно, поэтому он быстро оттуда выбирался, чтобы броситься ко мне и, выражая свой восторг, начинал энергично вилять хвостом. Если в такой момент Тишка оказывался на своей любимой табуретке, то основательно получал собачьим хвостом по морде. Кот сердился, фыркал, отбивался от него лапами, но даже такая жесткая атака не могла заставить его покинуть табуретку.

Но на кухню Рекс бежал не всегда. Иногда им обуревал дух дальних странствий, и тогда он надолго исчезал со двора. Обычно к вечеру возвращался, но один раз нам пришлось изрядно поволноваться. Мы обегали все окрестности, опрашивали всех знакомых, но нигде не могли найти его следов. Однако через несколько дней он вернулся сам. Грязный, голодный, с ободранным ухом. На шее у него был чужой ошейник с куском оборванной веревки. По-видимому, он забежал далеко, и кто-то решил взять красавца-пса для охраны. Однако этот чужак не знал, с кем связался.
Я много здесь пишу о соседском псе, и это является свидетельством нашей взаимной привязанности.

Через несколько лет после нашего отъезда из этого городка, я снова в нем побывала. И, конечно, пришла проведать Рекса. К своему бывшему дому я подходила с сильным душевным волнением. Рекс встретил меня точно так, как встречал прежде: вскочив на будку и залившись радостным лаем. Я открыла калитку, как прежде подошла к нему и ласково погладила. Но пес повел себя как-то странно - он лег на землю, растянулся на боку и замер.
"Рекс, Рексушка", - говорила я и, присев на корточки, то продолжала его гладить, то пыталась растормошить. Но пес не двигался.

На крыльцо вышла бывшая соседка и, ничего не понимая, молча наблюдала эту изумительную сцену. Я поднялась и попыталась к ней подойти, но не тут-то было! Рекс мгновенно ожил и начал рваться с цепи как бешеный. Но как только я вернулась, он снова растянулся на земле и замер в той же позе. Таким необычным способом он показывал, насколько рад встрече со мной.

Я могу еще долго говорить о своих детских впечатлениях. О падающих звездах, печеной в золе от старого бурьяна картошке, веселом огне в печке, жареных семечках, двух ощипанных голубях, подаренных нам одним голубятником, и о многом-многом другом, но воздержусь из-за нехватки времени. Однако напоследок все же расскажу еще один случай, и если дочитаете до конца, то поймете, почему.

Произошел он во время сильной грозы, когда мы находились на кухне. Тьму за окном прорезали яркие вспышки молний, стены содрогались от ударов грома. Я боялась оставаться в комнате одна, поэтому сидела в углу на табуретке, подальше от окна, и ждала, когда мама приготовит ужин. Соседка, стоя спиной к нам, замешивала на своем столе тесто.

И вдруг рядом с лампочкой, которая висела почти над ее головой, появился небольшого размера огненный шар. Это была шаровая молния. Соседка, не подозревая об опасности, спокойно продолжала свою работу. Так прошло несколько бесконечных секунд.

Яркие краски детства
Страшная гостья. Фото из интернета.

Тут раздался страшный взрыв, и огненный шар куда-то исчез. Соседка обмякла и свалилась на стоящий за ее спиной стул. Мы оцепенели от ужаса.
Собравшись с духом, мама тихо подошла к ней и шепотом спросила: "Вы живы?"
"Да! - выкрикнула соседка и вскочила на ноги. - Что случилось?!"
Когда ей рассказали, что произошло, она сказала: "Как хорошо, что я этого не видела. А то бы умерла от разрыва сердца."

Конечно, этот эпизод был очень страшным. Однако, когда опасность остается позади, обычно воспоминание о ней уже не вызывает страха, а наоборот, оно трансформирует ее в захватывающее дух приключение.
На этом я заканчиваю свой рассказ.

Если бы наша семья тогда не переехала из этого городка в столицу, то я сама все равно когда-нибудь это бы сделала. Однако прожитые в нем годы остались в моей памяти самым светлым пятном в моей жизни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    Кто они такие, люди из высшего общества и что их отличает от простых смертных. Именно это мне предстояло выяснить, оказавшись вчера на вечере в Модном Доме "Дмитрия Демина". Моя подруга Тереза, светская львица и организатор ...
Разбирали сегодня с Оксаной библиотечный шкаф (тот самый, во всю стену) - и, помимо всякой нужной фигни, а также некоего процента фигни ненужной, что обреталась рядом с книгами на полках, обнаружили, что мы, сами того не подозревая, положили начало новой коллекции. У нас, ...
  Он мне нравился ...
Невыученный урок.   Вчерашние события показали, что социальная напряженность только нарастает. Впрочем, это может показаться неожиданным только тем, кто витает в облаках, а не живет в нашей стране. Как там говорил незабвенный наш ...
Раз уж пошла тема про общественный транспорт (напомню, вчера открылась выделенка на Варшавке ), то продолжим. Наверняка, все уже заметили электронные табло на остановках, которые сообщают пассажиру, когда придет его долгожданный автобус. Это грандиозный шаг вперед (или даже прорыв) дл ...