Японские часы и происхождение пунктуальности

топ 100 блогов eugenegp12.07.2023 Постоянно я встречаю объяснения про некий менталитет, который не поддается исправлению. Это касается то отношения ко времени в странах Средиземноморья-Леванта, то отношения к инструкциям в православных странах. Поэтому хочу опубликовать свой перевод статьи, которая мне показалась очень любопытной (я ее прочитал, когда переналаживал имеющиеся у меня настольные японские часы вадокэй):
====
Японские часы и происхождение пунктуальности в современной Японии (Т. Хашимото, 2008, пер. Е.Пескин, публикуется в сокращении)

В книге "Машины как мера человека" Майкл Адас рассматривает встречи западных людей с незападными, начиная с эпохи модерна, и то, как западные люди воспринимали себя и других в ходе исторического процесса. Подробно прослеживая контакты в Африке, Индии и Китае, Адас делает интересные замечания, как озадачивал опыт, связанный с различным ощущением времени в разных культурах. В то время как западные люди были озабочены расписанием, часами и механизмами, то не-западные люди, казалось, вели себя так, как будто у них отсутствовало чувство соблюдения времени, и это серьезно нарушало все расписания и планы.
Аналогичный опыт западные люди испытали, приехав в Японию в середине конце XIX века, когда Япония начала вести переговоры с западными странами более активно, чем раньше. Этот исторический факт может озадачить многих, кто знает о пунктуальности, достигнутой японскими социальными и технологическими системами, такими как служба доставки на дом и сверхскоростные поезда. Осознание такого разрыва в восприятии времени заставляет задуматься о происхождении пунктуальности в современной японской истории.

В этой главе я начну с обсуждения такого эпизода в Японии эпохи позднего Эдо, затем рассмотрю исторические последствия изменения отношения японцев к пунктуальности в процессе их модернизации и, наконец, обсужу, как и когда японцы приобрели и развили свою заботу о пунктуальности и быстроте работы социальных систем.

1. Разочарование нанятых инженеров

В 1857 г., когда период Эдо уже подходил к концу, в Японию прибыл голландец Виллем ван Каттендайк. Он провел 2 года в военно-морском учебном центре в Нагасаки, где обучал молодых японцев принципам западной навигации и научным технологиям. В опубликованных мемуарах Каттендайк привел ряд событий, иллюстрирующих удручающую медлительность японцев. Например, необходимые для ремонта материалы, которые он специально заказал доставить во время прилива, не были доставлены вовремя; один рабочий появился только один раз и больше не вернулся, а конюх потратил целых два дня на хождение с новогодними поздравлениями. В своем дневнике Кэттендайк сетовал, что, несмотря на необычайную вежливость и скромность японцев, они разочаровали его в различных аспектах, и с отчаянием думал, что покинет страну, добившись гораздо меньшего, чем рассчитывал (van Kattendyke 1869).
Разочарование Кэттендайка фактически разделяло большинство иностранных инженеров, работавших в Японии во второй половине XIX века. Их часто раздражали рабочие привычки японцев, и главной причиной их раздражения было явное отсутствие чувства времени. Для этих иностранцев японцы работали с видимым безразличием к часам.
Несмотря на опасения Кэттендайка, сегодня в Японии поезда отправляются и прибывают точно в срок, на заводах до предела экономят время и материалы, а в продаже имеются часы, точно синхронизированные с официальным временем по радиосигналам. Мы, японцы, считаем само собой разумеющимся, что мы и другие люди действуем пунктуально, и знаем, что это является фундаментальной предпосылкой для бесперебойной и безопасной работы современного общества. Однако в Японии эпохи Мэйдзи ничего подобного не было. Факт отсутствия пунктуальности в Японии XIX века заставляет нас задаться вопросом: когда и как за полтора столетия японские граждане приобщились к современной дисциплине времени?
Однако настоящая статья не может и не будет содержать аналитическую аргументацию по этому большому историческому вопросу японской истории. Скорее, в ней будет дано краткое изложение существующих аргументов исследователей, а также вступительная сноска о системе времени и часах, разработанных в период, предшествующий реставрации Мэйдзи.


Японские часы и происхождение пунктуальности
2. Вадокэй и сезонная система времени в период Эдо

До 1873 г., т. е. до 5 лет после реставрации Мэйдзи, повседневная жизнь строилась по системе сезонного времени с переменным временем (Okada, 1994). В отличие от системы фиксированных часов, которая равномерно следует за ходом часового механизма и делит сутки на часы одинаковой продолжительности, сезонное время делит сутки на день и ночь и делит каждый период отдельно на равные (внутри периода) единицы времени. В период Эдо дневное и ночное время делилось на шесть частей, называемых коку, и каждая из этих частей отмечалась звоном официального гонга (Hashimoto, 1966).
До распространения механических часов в XV веке сезонное время было стандартом и в Европе. Однако появление механических часов в XV веке постепенно и радикально изменило европейское общество и его фундаментальное отношение ко времени. Тем не менее появление механических часов в Японии в конце XVI века не привело к такой же реорганизации системы времени и не изменило ее общество. Напротив, механические часы были адаптированы к японской системе сезонного времени.
Известные сегодня как вадокэй, или японские часы, механические часы периода Эдо были изобретательно придуманы для показа сезонного времени. В настоящее время существует несколько типов вадокэй, перечислю три основных типа: первый - с двумя колеблющимися горизонтальными маятниками, второй - с подвижными пластинами на лицевой стороне и третий - с графической пластиной и нисходящим индикатором. Первый тип имеет два качающихся маятника в виде горизонтальных перекладин, установленных в верхней части часов. Каждый маятник попеременно движется и останавливается в дневное и ночное время (см. фото моих часов – прим. пер.). На зубцы маятников подвешиваются передвигаемые грузила в таком положении, чтобы период их колебаний был настроен на переменный час сезонной системы времени. Стрелка на циферблате часов вращается с разной скоростью в дневное и ночное время. Второй тип часов имеет циферблат с подвижными пластинами, которые раз в две недели переставляются таким образом, чтобы их положение указывало на сезонное время. В большинстве часов этого типа пластины переставляются вручную, хотя в некоторых исключительных случаях они автоматически перемещаются внутренним механизмом. Третий тип часов оснащен сменной пластиной с индикаторными линиями, показывающими сезонное время. Его механизм прост, а цена, как правило, значительно ниже, чем у других типов, предположительно несколько рё, или несколько сотен тысяч йен. Большинство механических часов были доступны только богатым и влиятельным людям, но появление экономичного и менее украшенного типа свидетельствует о том, что механические часы были востребованы в широких слоях населения, возможно, купцами для практического использования в целях определения точного времени.
Но даже люди, обладающие механическими часами, показывающими сезонное время, могли знать лишь гораздо менее точную меру времени, чем современные жители Запада. Среднестатистические жители Японии, отсчитывающие время по звучанию гонга каждые два часа, имели еще более грубое представление о времени. Но с появлением в период Мэйдзи систем современной социальной организации это грубое ощущение времени претерпело радикальные изменения.

3. Принуждение к пунктуальности в современных учреждениях

Как же японцы приобрели более острое чувство времени за последние полтора столетия? Как они приобрели и стали считать само собой разумеющейся пунктуальность? Как они стали стремиться к эффективности и продуктивности? Для изучения этой широкой проблемы было организовано совместное междисциплинарное исследование в 1999–2000 гг. в Международном центре японских исследований в Киото. Результатом исследования стал сборник статей под названием Цикоку-но-Тандзё ("Рождение опозданий").
Еще до начала этого совместного исследовательского проекта организаторы, естественно, предположили, что несколько современных институтов, привнесенных с Запада, должны были способствовать реализации пунктуального и эффективного поведения. Из них были исследованы три ключевых института - школы, фабрики и железные дороги. С начала периода Мэйдзи пунктуальность в этих учреждениях всячески поощрялась. Например, для учащихся начальной школы Министерство образования в 1873 г. выпустило "Сэйто кокороэ" ("Наставление детям начальной школы"), в котором содержались следующие предписания:
«- Каждый день приходите в школу за десять минут до начала занятий.
- Если вы опоздали в школу, не входите в класс без разрешения; объясните причину своего опоздания и ждите указаний учителя.»
Это были четкие и довольно строгие инструкции для невинных детей. Они были изданы в то время, когда Япония переходила с традиционного календаря, использующего сезонное время, на западный календарь, использующий часовое время. Конечно, сомнительно, что ученики действительно следовали этому правилу и вовремя посещали школу. Некоторые эпизоды говорят о том, что реальность была далека от этого идеала. Тем не менее, можно предположить, что появление новой школьной системы, официально подчеркивающей пунктуальность для учеников, имело большое значение для развития пунктуальности в обществе через формирование новых поколений, которые, по крайней мере, осознают важность пунктуальности.
В рамках государственной политики модернизации в это же время была открыта первая железная дорога, линии которой были быстро построены с помощью британских инженеров. Однако с увеличением количества железных и автомобильных дорог и усложнением их эксплуатации задержка поездов стала проблемой. Ярким примером тому служит следующая запись, датированная 1901 годом, и описывающая плачевное положение частных железнодорожных линий:
«В последнее время поезда, принадлежащие частным железнодорожным компаниям, постоянно отправляются или прибывают с опозданием. Практически все поезда, за редким исключением, отстают от графика, а работники станций, которые должны уделять первостепенное внимание соблюдению времени, похоже, никогда не беспокоятся о задержках, отказавшись от пунктуальности и ведя себя так, как будто задержки неизбежны. На некоторых железных дорогах почти ни один поезд не ходит по расписанию, а на других расписание используется как некая подсказка, указывающая на то, что поезда прибудут с отставанием от графика. Более того, задержки не ограничиваются пятью-десятью минутами, а нередко затягиваются до тридцати минут и даже часа... Причина задержек в том, что японцы, как те, кто управляет железными дорогами, так и пассажиры, в силу дурных старых обычаев не умеют строго следить за временем...»

Чтобы исправить ситуацию, железнодорожные чиновники и инженеры потребовали от сотрудников железной дороги более строгой дисциплины. Они строили двухпутные линии, изучали время и движение, перешли на автоматическую сцепку по всей сети железных дорог, что было совершенно новым даже по сравнению с железными дорогами Запада. А благодаря инженеру Окииэ Ямасита удалось значительно сократить время, затрачиваемое на осмотр и ремонт локомотивов.
Завод тоже был местом, где строго требовалась пунктуальность. Пунктуальность требовалась от всех рабочих, проживающих вблизи Арсенала Йокосука, с момента его основания. На чертеже арсенала с высоты птичьего полета в его ранний период видна башня с часами. Рабочие, жившие поблизости, узнавали время по звону башенных часов. Работа на Арсенале начиналась в 7 часов утра, за исключением зимнего периода, и все рабочие должны были закончить подготовку к работе до этого времени. Работники частных заводов также были обязаны быть пунктуальными. Известен случай, когда заводское начальство даже переводило часы, чтобы рабочие работали дольше положенного времени.
Пытаясь внедрить в Японии методы научного управления, некоторые специалисты резко осознали, что внедрение пунктуальности было необходимо для дальнейшей модернизации управления японскими фабричными системами. Пытаясь внедрить тейлоризм на военно-морском арсенале, Такуо Годё прямо заявил, что пунктуальность является предпосылкой для внедрения более совершенного научного управления, и его слова косвенно указывали на то, что японские рабочие в действительности все еще не знакомы с пунктуальным отношением к работе, а японские менеджеры еще не готовы к полному внедрению метода тейлоризма. Однако впоследствии Годё удалось внедрить тейлоризм в японские военно-морские арсеналы, а также внедрить технологию предельных калибров (система контроля размеров и формы деталей – прим.пер.)

4. Пунктуальность и эффективность в обычной жизни

Благодаря этим усилиям дисциплина времени и пунктуальность прочно вошли в обиход как на железных дорогах, так и на арсеналах и частных заводах довоенной Японии. Однако если в официальных пространствах этих современных учреждений люди стали вести себя пунктуально, то в других общественных и частных пространствах они вовсе не обязательно вели себя так. Но к этому предпринимались усилия. «Ассоциацией улучшения условий жизни» было организовано и поддерживалось движение за улучшение условий жизни, и одной из его целей была пропаганда пунктуальности и рационального использования времени. Истоком движения и самой ассоциации стала серия образовательных выставок, проведенных в Токийском образовательном музее (предшественнике нынешнего Музея науки). Выставки проводились на такие темы, как "Предотвращение холеры", "Великая война (Первая мировая) и наука", "Наука в быту", "Время", "Улучшение домашней жизни". Все они были направлены на распространение научных знаний среди широких слоев населения и подчеркивали важность точных измерений. Одновременно с этим велась пропаганда введения метрической системы в Японии. На выставке, посвященной времени, было представлено множество плакатов, показывающих, как измерить время, затрачиваемое на повседневную деятельность, и предлагающих зрителям способы экономии времени. Например, один плакат показывал, сколько времени требуется школьницам и девушкам, чтобы сделать прическу; время колебалось от пяти минут на укладку простой косички до пятидесяти пяти минут на укладку официальной прически "симада".
Выставка также побудила Ассоциацию выступить с призывом учредить День времени для пропаганды пунктуальности и эффективности. День времени был учрежден 10 июня 1920 года – день был выбран в честь первого использования водяных часов императором Тенчи в 671 году. Ассоциация также опубликовала брошюру с моральными предписаниями по дисциплине времени, такими как "Время работы и время отдыха должно быть четко разделено, и время не должно быть потрачено впустую". Публикация таких руководств свидетельствует о том, что группа экспертов действительно стремилась внедрить дисциплину среди населения, но это также свидетельствует о том, что многие люди вели себя именно не так, как предписано: отдыхали в рабочее время и часто опаздывали на совещания. В брошюре также говорится: «Точные часы - первое условие для обеспечения строгой пунктуальности», а также «Хорошим способом точной установки часов является полуденный выстрел из пушки или посещение ближайшей телеграфной конторы или железнодорожной станции». Именно так в 1920-е годы поправляли время на часах.
Несмотря на все эти усилия, предпринимаемые Ассоциацией по улучшению условий жизни, можно считать, что пунктуальность и современная система отсчета времени так и не прижились в повседневной жизни рядовых граждан до войны. Сакаэ Цунояма, историк-экономист, изучавший социальную историю времени в Японии и за рубежом, предлагает двухслойную структуру процесса ассимиляции дисциплины времени в японском обществе. В описанных выше современных институтах пунктуальность была заложена с ранних моментов их появления, но в других социальных пространствах это было не так. Когда именно пунктуальность в Японии была достигнута в других общественных и частных пространствах, неясно.
Сам Цунояма предполагает, что ассимиляция пунктуальности в обществе в целом длилась еще долгое время после войны. Он полагает, что широкое распространение дешевых и точных часов в связи с разработкой кварцевых хронометров стало ключевым событием в распространении пунктуального поведения среди японцев. Итиро Ода, много пишущий об истории времени и часов, в своей работе "Когда японцы стали нетерпеливыми" утверждает, что люди стали пунктуальными в личной жизни после Второй мировой войны благодаря всестороннему импорту американских социальных и культурных обычаев в японское общество. Земельная реформа, по его мнению, могла заставить людей резко осознать значение идеи "время - деньги". Икуко Нисимото, другой специалист по социальной истории времени, считает одним из ключевых событий послевоенной истории появление производственной системы Toyota, использующей время с чрезвычайной эффективностью.

5. Комиксы и ускорившаяся Япония

…Коннотации, выражаемые этими комическими историями, с 1952 по 1971 гг. четко и решительно изменились. Контексты, в которых рассказывались эти истории, изменились с медленного развития общества на стремительное. Появились комиксы, изображающие необходимость пунктуальности, предпочтение экономного использования времени, растущую озабоченность скоростью и стрессом. Период с конца 1950-х до конца 1960-х годов стал временем, когда в домах японцев появилось множество электроприборов - холодильники, пылесосы, телевизоры. В это же время японцы строили автомагистрали и скоростные поезда синкансены. Наконец, именно в это время правительство планировало и добилось удвоения среднего дохода в стране. Вполне резонно предположить, что в этот период время для японцев значило деньги, как никогда раньше. В этот период они были вынуждены ориентироваться на время, чтобы увеличить свои доходы.
В своей недавней книге, посвященной социальной истории времени в современной Японии, Нисимото также рассматривает ускорение социальной активности в 1960-х гг. Особое внимание она уделяет производству и использованию автомобилей. Автомобильная компания Тойота, в частности, внедрила систему "точно в срок", призванную минимизировать запасы деталей и максимально повысить экономическую эффективность производства. Образы и слова, ассоциирующиеся с высокой скоростью, использовались в рекламе, привлекающей потребителей. Она напоминает читателям, что строительство шоссе из Токио в Кобе было завершено в 1969 году, а сцены шоссе в Токио были использованы в российском фантастическом фильме 1972 г. "Солярис" для изображения футуристического города.

6. Заключение

Мы начали с того, что обратили внимание на загадочную проблему пунктуальности в японской истории. Многие иностранцы в эпоху Эдо и в начале периода Мэйдзи жаловались на явное безразличие японцев ко времени, отображаемому на часах. Однако сейчас в Японии поезда ходят и заводы работают пунктуальнее всех в мире. Наблюдение такого радикального отличия от раннего безразличия к строгому соблюдению пунктуальности сегодня заставляет задуматься о происхождении пунктуальности в истории Японии. В качестве возможного объяснительного ответа на этот вопрос я представил двухслойную структуру ассимиляции современной дисциплины времени в японском обществе. Пунктуальность и внимательное отношение к эффективности уже в ранние годы были хорошо известны в таких современных учреждениях, как школы, заводы и железные дороги, но повседневная жизнь простых людей вплоть до окончания войны была иной.
Однако остается вопрос: когда и как люди стали вести себя пунктуально в своей повседневной жизни в послевоенной Японии. Как я показал на примере комикса "Садзаэ-сан", мы могли бы распознать изменение отношения ко времени, произошедшее с конца 1950-х до середины 1960-х годов, когда доходы населения удвоились. С точки зрения социальной истории техники было бы интересно проследить, как новые инженерные продукты изменили восприятие времени простыми японцами в эту эпоху. Наконец, я бы поставил вопросы, касающиеся сходных и несходных ситуаций в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Несмотря на то, что я ссылался на работу Адаса в начале этой главы, работ, затрагивающих историю пунктуальности в Азии, очень мало, за исключением замечательной работы тайваньского историка Лю Шаоли, в которой рассматривается история пунктуальности в Тайване во время японской оккупации.Я считаю, что эта тема и связанные с ней вопросы представляют собой интересную сравнительную перспективу истории технологий, культуры и общества в странах Азии.

===
“Japanese Clocks and the History of Punctuality in Modern Japan,” East Asian Science, Technology, and Society: An International Journal, 2 (2008): 123–133.
Оригинал статьи https://utcp.c.u-tokyo.ac.jp/.../CollectionUTCP6...
Перевел Евгений Пескин

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На протяжении нескольких месяцев я мучилась с сухими мозолями и несколькими папилломами на спине. К первым я уже привыкла, а вот папилломы вызывали серьезное беспокойство, ведь они могли свидетельствовать о патологических изменениях в организме и не в лучшую сторону. На сайте ...
В "Новой газете" (внимание!) вышел жалостливый опус о трагедии арт-группы "Война", которая совершила не менее головокружительную одиссею по Европе, нежели выдающийся художник-акционист Павленский. Рассказ из цикла - нарочно не придумаешь. Избранное: Некогда легендарная арт-группа ...
Самая преоцененная хуйня на свете - это трехмерные принтеры. Якобы на них можно напечатать здание или пистолет. Это все полная поебень. С помощью современных трехмерных принтеров можно получить парочку очень хрупких, очень говенных, очень хуевых, очень неточных деталей. В стотыщпятьсот ...
В третьем магазине подряд нет сахара. То ли она не над тем работает, то ли он ...
А что по вашему мнению самое лучшее в женщинах? Давайте ответим на этот вопрос... Прошу высказываться в каментах. А тем временем пусть глазки отдыхают.... ...