Январское чтение (фикшен)

Ну-с, тут у нас канун Второй Мировой и собственно Вторая Мировая и две юные девушки, как водится, удравшие из села покорять большой город, немножко не учитывая, что на дворе 1939-й и вот-вот... Собственно, про то, как они потом живут в этом вот-вот, вся книга и рассказывает. История, по моему субъективному восприятию, очень женская (что в данном случае вообще не тождественно "романтическая", не, романтика там тоже будет - аж три встречи за книгу), потому что вся посвящена той незаметной работе простых людей, которые не сражаются, не перекраивают политическую карту и не входят на страницы учебников, а просто каждый день, изо дня в день подпирают рушащийся каркас мироздания и латают прорехи в ткани бытия, пока вокруг творится та самая История с большой буквы, будт она неладна. Здесь много отношенческого - опять же, не в смысле любовного, а в смысле именно взаимодействия, переживания и сопереживания, и много быта, потому что быт в интересные времена... ну, нашему читателю объяснять не надо. И, конечно, много про книги и про спасительные пути, которые они открывают именно тогда, когда все обычные дороги остаются закрыты. Конец несколько сиропный, но, ей-ей, не могу поставить автору это в упрек. Тем более сейчас. Особенно сейчас.
Ялмар Тесен, "Возвращение"
Вообще эту книгу я перечитывала. Первый раз я ее узнала в подростковом возрасте, она тогда издавалась в т.н. "Зеленой серии" вместе с Джеральдом Дарреллом, Джимом Корбеттом и Джой Адамсон и почему-то запомнилась даже на их фоне. Вообще это классическая история про путешествие домашнего питомца в поисках хозяина - в этот раз кота Пятницы в поисках своей молодой хозяйки Анны, от которой он так по-глупому уехал, случайно вскочив в чужой трейлер. Происходит все в декорация Африканского континента (автор сам из ЮАР) и, помимо прочего, это настоящий путеводитель по африканской флоре и фауне (потому что автор еще и натуралист). От многочисленных историй на ту же тему, пожалуй, выгодно отличается максимальным отсутствием антропоморфизма - если некто, подобно мне, испытывает легкое чувство неловкости, читая душещипательные истории, в которых герои-животные философствуют, как люди, он оценит биологическую точность Тесена, который не пытается сделать вид, будто его кот - нечто большее, чем просто кот, будто просто кота недостаточно.) А, ну и хэппи-энд, сразу скажу, порадует сердце любого ребенка, взращенного на Сетон-Томпсоне, Троепольском и прочих последователях славной традиции, предполагающей, что основная функция книжки о животных - убедительно продемонстрировать юному читателю, что такое неизбежность смерти.
Арто Пасилинна, "Лес повешенных лисиц"
Сразу спойлер - ни одна лисица здесь не пострадает (в отличие от двуногих персонажей). Вообще понятие "плутовской роман" у меня отродясь не ассоциировалось с сумрачными северными народами, а зря, финн Пасилинна это убедительно доказал. Потому что "Лес..." - это задорный такой плутовской роман с местами чОрным-чОрным юмором. Тут у нас удачно наворовавшийся преступник, сбегающий в лапландскую глушь, чтобы не делить добычу с подельниками, пьяница-майор, древняя саамская старуха с не менее древним котом, прячущаяся от социальных работников, две девицы весьма нетяжелого поведения... и если кто ждет в конце какого-то катарсиса с раскаянием и исправлением героев - то зря ждет. Что не отменяет, что местами это залихватское повествование проникнуто по-настоящему нежными и трогательными нотками, особенно в той части, которая касается старушки и ее кота. Кстати, замечу в скобках, это уже вторая скандинавская книга на моей памяти (даже третья, наверное), которая поднимает тему обратной стороны всей этой развитой структуры социальной помощи, когда вежливые люди с дежурными улыбками приходят о тебе заботиться - и их меньше всего на свете интересует, насколько ты хочешь принимать их заботу. Они же лучше знают. Они же хотят добра. От этого добра, схватив подмышку кота, бежит в ледяную пустыню саамская старушка, где ее линия неумолимо сходится в одной точке с линиями преступника и неудачника, - и тут-то все заверте... К острому читательскому удовольствию.
|
</> |