Янукович сдал русский язык. Тому що послiдовний!
— 11.03.2010
Фраза Януковича о том, что в Украине будет «єдина державна мова –
українська» уже успела вызвать самую разнообразную реакцию.
Русскоязычные успели опешить, крымчане – рассвирепеть,
национал-сознательные обитатели прикарпатских окрестностей – с
ехидством отметить, что у Януковича для каждой аудитории своя
позиция по статусу русского языка.Я, конечно, в отношении Виктора Федоровича испытываю достаточно пессимистические чувства, особенно в плане выполнения им обещаний. Взять хотя бы разговоры о таможенном союзе с ЕЭП: перед выборами Янукович просто-таки с разбега собирался в него вступать, а уже в Москве вдруг вспомнил, что Украина ж уже в ВТО, и поэтому в таможенный союз вступить не получится… Врет, кстати: учитывая кризис, почти все члены ВТО дружно чихнули на большинство «обязательных стандартов». Ничто не мешало и Украине это сделать – и привычно отморозится в ответ на все претензии (которые вряд ли были бы). Однако Янукович предпочел похерить обещание.
Но все-таки я не могу поддержать радикально негативные оценки этой фразы – мол, Янукович предал в очередной раз русский народ Украины. Дело в том, что предал он его тогда, когда еще перед выборами отказался отстаивать государственный статус для русского языка. А вот теперь он ведет себя вполне последовательно: не обещал госстатус? Нет. В программе там как-то невразумительно было написано, а вслух Янукович много раз повторил, что конституцию менять слишком сложно, и он будет защищать русский язык другими средствами.
Вот и теперь он, как бы оправдываясь за свою патриотическую сентенцию, заявил, что буквально в течение месяца имплементирует Европейскую хартию защиты языков меньшинств. Опять же: вроде бы как и обещал, да? Но не надо забывать, что Партия регионов крепко оккупировала статус «защитницы русского языка в Украине». Янукович, соответственно, пытается быть знаменем этой защиты. А вот в этом аспекте никого не интересует его «последовательность» в «недавании» обещаний. Потому, что он обязан их давать и выполнять. Он прекрасно понимает, что никакая Хартия не защитит русский язык в тех сферах, которые являются «федеральными», то есть контролируются министерствами, центром. Ну, допустим, вернется русский язык в кинотеатры – хотя тут задействованы такие деньги всех этих студий дубляжа, что не факт. Ну, допустим, делопроизводство кое-где станет русскоязычным – хотя это еще сомнительнее. Ну, может быть, реклама появится русскоязычная – хотя мне, как и большинству нормальных людей, век бы не видеть и не слышать этой рекламы на любом языке.
Но он не вернется в школы и вузы, контролируемые минобразом. А это – самое главное. Потому, что уже выращено несколько суржикоязычных поколений. И тут никакая Хартия не поможет. Максимум, что она позволит – сделать русскоязычные классы в «местах обитания русского языка», но вы попробуйте докажите, что эти места таковы! А учебники, а программы, а публикации?
И самое главное: при отсутствии второго государственного языка поле для «возврата» остается абсолютно свободным. То есть, когда понадобится, моментально вернется все та же «украинизация», что было бы исключено при статусе государственного для русского языка. И ведь нет ничего сложного в том, чтобы внести эти изменения в Конституцию – вон как бодренько «регионалы» ведут себя в Раде, явно «подзабыв» о Конституции.
Наконец, есть еще один нюанс: противно. Противно, что Янукович сразу же после избрания устраивает спектакль под Шевченко. Противно, что читает очередную чушь, написанную госпожой Герман. Противно, что, подлизываясь к нацпатриотам, говорит то, чего вполне мог бы просто не говорить. И тогда бы не было оснований для той негативной реакции, которая кажется несколько чрезмерной. А сейчас – есть.
Андрей Лучников
Предблудят все!
Истинная ленинградка, которая никогда не покидала свой город и не изменяла ему
Пять пудов любви
Освобождена Нечаевка
Генерал Гордов: за что в 1950 году расстреляли освободителя Праги
Орловский выставочный центр. Елизавета Андрияка. Эрмитаж, рыцари
50 лет назад. Ноябрь 1975 года.
Шри-Ланка - начало

