Яна Вагнер: «Стивен Кинг сидит дома на диване и смотрит кино, снятое по моей
lj_telegram — 14.10.2020В далёком 2009 году Яна Вагнер define_violence выложила пост в ЖЖ — художественный текст о том, что началась эпидемия, и Москва закрыта на карантин (ничего не напоминает?) Впоследствии из этого поста выросла целая книга, «Вонгозеро», а потом по сюжету книги сняли сериал «Эпидемия», и тут понеслось. «Эпидемия» взорвала Netflix: 14 октября сериал стал третьим среди самых популярных шоу интернет-кинотеатра по версии flixpatrol.com. Даже король ужасов Стивен Кинг написал о нём в Твиттере!
Редакция LiveJournal поговорила с Яной Вагнер и узнала, как создавалось «Вонгозеро», что писательница думает об экранизации романа — сериале «Эпидемия» —, как отреагировала на твит Стивена Кинга и когда выйдет её четвёртая книга.
— Ваша книга «Вонгозеро» началась с поста в ЖЖ. О чём был тот пост?
— «Вонгозеро» не только началось с поста в ЖЖ, я его целиком здесь написала. В 2009 году я выложила небольшой текст о том, что началась эпидемия неизвестного вируса, и Москва закрыта на карантин. Неожиданно что-то в этом любительском тексте сработало, и он разошелся. В первый же день или два его прочитали довольно много людей и начали со мной о нём разговаривать, так что я написала следующий фрагмент, а потом ещё один и ещё, и как-то втянулась. Где-то на полпути я поняла, что, кажется, всё-таки пишу роман, и тогда перестала публиковать главы в открытом доступе, собрала закрытую группу читателей, довольно большую, в несколько сотен человек, и примерно через год роман был готов.
— Вы планировали написать роман или это произошло спонтанно?
Поначалу никакого плана написать книгу у меня не было и писателем я становиться не собиралась — я тогда (в 2009 году — прим. ред.) занималась совершенно другими делами, и у меня была вполне успешная карьера совсем в другой области. И если бы не этот волшебный интерактив (дискуссия на фоне постов в ЖЖ — прим. ред.), на который я подсела сразу, вряд ли я вообще стала бы продолжать историю. Я скорей всего и начинать бы её не стала.
Больше скажу, и со своими литературными агентами я познакомилась именно здесь, в ЖЖ. О Фейсбуке тогда почти никто не слышал, Инстаграма вообще ещё не было, и ЖЖ был наше всё, единственная соцсеть, в которой сидели все. В общем, если б не ЖЖ, последние десять лет моей жизни прошли бы как-нибудь совершенно иначе (и гораздо скучнее). Даже страшно представить, что всего этого могло не случиться.
— Интересно, что ваш роман «Вонгозеро» вышел в 2011 году, задолго до пандемии коронавируса. Вы как будто её предугадали и поместили своих героев в хорошо знакомый нам контекст (хоть и гиперболизированный, ведь от вируса, который вы описываете в книге, излечиться нельзя). Было ли для вас самой открытием, что вы так или иначе предвидели всемирную эпидемию 2020-го года?
— Знаете, когда всё это громыхнуло весной, мне даже пришлось на несколько месяцев уйти из интернета, и я всерьез подумывала о том, чтобы отключить телефон. Всем почему-то показалось очень оригинальной идеей поговорить со мной о том, как похожа пандемия 2020 на мою придуманную эпидемию в «Вонгозере». Ни одного интервью на эту тему я не дала. Что бы я ни сказала, всё равно получилась бы реклама, понимаете? И по-моему, это было бы адски неприлично — оседлать настоящий страх, который охватил тогда всех, и под этим соусом увеличить продажи книжки. Так что я просто ничего не говорила вообще до тех пор, пока не улеглось.
Тем более, что, конечно, ничего я не предсказала. Вирус нужен был мне только как декорация, я могла выбрать абсолютно любую причину конца света, «Вонгозеро» вообще не об этом. Что же до совпадений, которые так всех поразили — карантин, блокпосты, закрытые границы и т. д., — я и тут ничего не угадала, я просто изучала протоколы ВОЗ. Модели развития глобальных эпидемий давно просчитаны и лежат в открытом доступе.
Мне страшно нравится, как отреагировал Стивен Кинг, которому в разгар паники досталось, конечно, в разы больше сравнений с его романом The Stand, чем мне. Когда его окончательно допекли, он написал в своем Твиттере: НЕТ, я НИЧЕГО не предсказывал, и НЕТ, это не ТАКОЙ вирус.
— Ваши герои бегут из Звенигорода в Карелию, чтобы спастись от вируса. А где вы прятались от COVID-19?
— Ну, мне-то было просто. Мы уже десять лет живем в маленькой подмосковной деревне под Звенигородом, и даже в мирные времена в городе бывали нечасто. Так что для меня особенно ничего не изменилось, я точно так же сидела себе тихо и работала — и до карантина, и во время, и до сих пор.
— «Эпидемия» — первый российский сериал, который всего за сутки попал в top-10 Netflix. Чем вы можете объяснить такой успех сериала?
— Успех всегда объяснить непросто. Он складывается из множества самых разных вещей, и ни рассчитывать на него, ни ожидать его нельзя. Многое зависит от удачи, от случайного стечения обстоятельств, иногда просто получается попасть в нерв, ответить на какой-то запрос, о котором ты, может, и понятия не имел. В общем, трудно сказать. Но создатели фильма, конечно, всерьез постарались, чтобы этого успеха добиться. «Эпидемия» — очень амбициозный громкий проект, на который потрачено много усилий.
— Как вы думаете, почему нам так нравится читать и смотреть истории о мире на пороге катастрофы? Неужели нам недостаточно ежедневных страшных новостей, пандемии и прочих прелестей реальной жизни?
— Просто мы любим бояться понарошку, так острее чувствуется радость от того, что сами мы живы и в безопасности. Ну и, к слову, вообще-то истории о конце света не только пугают, они ещё и дают надежду — там ведь всегда есть те, кто выжил и вполне неплохо справляется. И конечно, мы представляем себя не одним из тех, кто бесславно сгинул за кадром в первые дни катастрофы, а одним из этих везунчиков.
— В одном из старых интервью, сравнивая роман и экранизацию, вы сказали, что «Вонгозеро» и «Эпидемия» — отдельные истории. «Вонгозеро» — «камерная драма на фоне разваливающегося мира» с обилием рефлексии и внутренних монологов. А «Эпидемия» — «динамичная остросюжетная роуд-стори». Вы уже посмотрели сериал полностью? Как бы вы сейчас описали сериал — каким он получился и чем он отличается от книги?
— Отношения писателей с экранизациями — всегда вопрос непростой, в двух словах не ответишь. Конечно, я его посмотрела, он ведь вышел в 2019-м году, и дала потом еще несколько интервью (читайте тут и тут), в которых отвела душу и поговорила о фильме подробно. Ну, а если вкратце — разумеется, у меня к «Эпидемии» много вопросов. И я очень довольна — и тем, что фильм есть, и тем, что он так успешен. Не говоря уже о том, что первый русский сериал о конце света сняли именно по моей книге.
— Стивен Кинг написал в Твиттере, что «Эпидемия» — чертовски хороший российский сериал. И перечислил четыре вещи, которые надо о нём знать: «1. Он о чуме. 2. Там много снега и холода (Россия же). 3. Все пьют водку. 4. Маленький ребенок — заноза в заднице». А как бы вы описали в четырёх тезисах сериал «Эпидемия»?
— Ой, нет, в четырёх у меня точно не получится, у меня с «Эпидемией» всё-таки отношения более личные.
— Не думали о том, чтобы отправить Стивену Кингу свою книгу?
— Нет. Мне пока достаточно представлять, как Стивен Кинг сидит у себя дома на диване и смотрит кино, снятое по моей книжке, и такой иногда ставит на паузу, чтоб сгонять на кухню за бутербродами и черкнуть про него в Твиттер.
— Любите ли вы сериалы и что вы посоветуете посмотреть (или прочитать) на закате 2020-го года, который был в каком-то смысле травматичным для всех?
— Сериалы люблю и смотрю запоем, я binge-watcher (тот, кто смотрит много серий за один раз — прим. ред.) Советовать и кино, и книжки — дело неблагодарное, но я, например, сейчас жду, когда полностью выйдет новый «Фарго» и шестой сезон «Острых козырьков». Мне очень понравился недавний «Перри Мейсон», я страшно люблю «Озарк» и «Рассказ служанки» и горюю о том, что закончился The Affair.
— Когда ждать ваше следующее произведение и о чём оно будет?
— Моя четвертая книга будет называться «Тоннель», и я надеюсь закончить её в следующем году. Я опять решила попробовать новый жанр, так что в этот раз никаких фантастических допущений, это роман-катастрофа, и всё действие укладывается в одни сутки. Задача сложная, история одновременно и компактная, и полифоническая, со множеством очень разных рассказчиков, и собирать её непросто, но ужасно интересно. И да, мы уже продали права на её экранизацию, так что по ней тоже снимут фильм.