Якутское кино: Тыгын Дархан и его история / "Тыгын Дархан" (2020)
nash_dvor — 12.01.20222022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов России.
В связи с этим пост о якутской исторической киноэпопее, самом масштабном проекте Сахафильма - картине "Тыгын Дархан" (2020) режиссера Никиты Аржакова
Фильм "Тыгын Дархан" создан по мотивам двух исторических романов народного писателя Якутии Василия Яковлева-Далана — "Тыгын Дархан" и "Глухой Вилюй" и рассказывает о реальной исторической личности — главе хангаласского рода, пытавшемся объединить народ саха (Тыгын Дархан)
Письменных источников об этом правителе известно немного, зато поздних легенд в избытке. Известно, что он, как и его отец и дед, воевал, в основном, с тунгусами (эвенками) – коренными жителями земель, на которые пришли будущие якуты, а в конце жизни столкнулся с русскими. В фильме есть лишь небольшое упоминание о том, что "оленные люди" (тунгусы) столкнулись с людьми с "железными палками, выпускающими огненные осы" (русские). В одноименном фильме Тыгын Дархан (роль исполнил Ньургун Бэчигэн) показан противоречивым, но мудрым правителем, который пытается объединить народ саха.
Фильм "Тыгын Дархан" был запущен в прокат 4 ноября 2020 года, в День народного единства, и приурочен к 100-летию Якутской АССР и 390-летию вхождения Якутии в состав России. Продюсер фильма Вера Филиппова назвала его самым масштабным проектом якутской киноиндустрии за всю историю республиканского кинематографа.
- в съемках приняли участие более 10 тысяч человек.
"Это большой кинематографический труд, который очень нужен для России в целом, поскольку мы все должны понимать, какая у нас огромная и замечательная страна, какие исторические факты лежат в основе. Это достойнейший фильм, и труд колоссальный, ювелирный, кропотливый. Здесь все настоящее, и это подкупает невероятно. Давно таких картин не было", — отозвалась о картине программный директор Всероссийского фестиваля исторических фильмов "Вече" Ирина Сошникова.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
"Это грандиозная лента. Для меня батальные сцены этого фильма сравнимы с "Войной и миром" Бондарчука. Я очень давно в игровых фильмах не видела такого масштаба", — сказала директор Дома кино Екатерина Головня.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Действие картины разворачивается в XVII веке, когда племена населяющие современную Якутию, страдают от междоусобных разборок. Тыгын Дархан, глава якутского хангаласского рода, следует завету отца и пытается объединить разрозненные роды, установив великий союз племен. Но не все предводители согласны делить свою власть. В результате коварных интриг и провокаций, над долиной Туймаада просыпается дух войны
Фильм снимали в Хангаласском улусе Якутии — там, где в древности располагались владения Тыгына. Но часть территорий оказалась уже застроена, поэтому снимать долину Туймаада пришлось на берегу реки Амги.
Для съемок "Тыгын Дархана" понадобилось более 3500 костюмов: парадных одеяний правителя, воинских доспехов, повседневной и праздничной одежды по образцам XVI–XVII столетий.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020). Парадное одеяние правителя
О том, что в республике снимают кино про Тыгына, знали, наверное, все. Поэтому, когда дошло до сцены Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек, стоило лишь кинуть клич – от желающих отбоя не было. В назначенный день очередь за костюмами растянулась на сотни метров.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020). Сценя Ысыаха с массовкой из трёх тысяч человек. Ысыах — якутский праздник лета в честь духов Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких парней.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Якутские доспехи назывались куях и выглядели вот так. Справа якутский куях, обнаруженный археологами в Чурапче в 2010 году, а слева или он же, или какой-то другой куях того же времени, я нашла его в якутской статье, которую перевести не смогла, в гугле переводчике якутского языка нет
Слева рисунок куяха из статьи на якутском языке, справа плетёная казачья (русская) кольчуга времён сибирских походов из краеведческого музея Саскылаха, найдена двумя местными школьниками в 1964 году под камнем у реки Анабар. Впрочем, в фильме русских казаков нет
Большинство доспехов в фильме – пластиковые, каждый собран и подогнан вручную. Если бы их сделали металлическими, актерам было бы слишком тяжело двигаться, потому что полный вес воинского снаряжения достигал 30 килограммов. Для копий, луков, щитов и батыйа (разновидность ножа) использовали железо, дерево и пластик.
"Все-таки это кино – актеры или будут играть, слова говорить, или 30 кг груза на себе таскать. Между прочим, даже пластиковый доспех не легкий, а еще оружие, щит, шлем, костюм. Мы, как могли, старались облегчить им жизнь", - рассказывает Петр Бояркин.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Художник по костюмам Дария Дмитриева отметила, что впервые участвовала в таком крупном кинопроекте.
Работа над костюмами для Дарии Дмитриева началась с перечтения романа. Он очень большой, написан на основе преданий, полон архаизмов. Она читала его давно, но когда нужно для работы, перечитываешь по-другому, с карандашом. Кроме того удалось увидеть настоящие вещи времён Тыгына, найденные при раскопках в Якутии и изучить уникальные исторические снимки, хранящиеся в Aмериканском музее естественной истории
Якутский фестиваль Ысыах. Фото сделано Вальдемаром Иохельсоном (Jesup North Pacific Expedition 1897–1902 гг) .Нью-Йорк. Американский музей естественной истории.
Шаманка из фильма "Тыгын Дархан"
Шаманка из фильма "Тыгын Дархан"
Для актеров была пошиты меховые головные уборы и верхняя одежда.
Когда первые заготовки, эскизы костюмов были готовы, пришлось отвечать на множество вопросов съемочной группы. Потому что они очень отличались от того, что якутяне сейчас надевают по праздникам: шелковые халадаи, длинные кафтаны, массивные серебряные украшения.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
В XVII веке одежда выглядела иначе. И мужчины, и женщины носили короткие, до колен, камзолы. Их декорировали бисером, аппликациями, подвесками, металлическими бляшками и вышивкой. В состав костюма также входили головные уборы, камзол-сон, обувь, шуба, натазники и штаны-ноговицы из кожи и меха. Их расшивали бисером и нитками, украшали прорезными замшевыми лентами с перфорацией по всей длине. Украшения – наборные пояса, налобники, косоплетки, шейные гривны, перстни, печатки, браслеты, бусинные серьги – были отличительной чертой богатых людей.
"Молодым ребятам из съемочной группы было сложно: привычных нам платьев-халадаев, корсетов, серебряных украшений в то время не существовало. Наверное, они испытывали те же чувства, что и я в свои восемь-девять лет, когда впервые открыла книгу Окладникова, думая, что это сказки, и увидела там рисунок якутского костюма: ничего похожего на нежно-розовый халадай из музея, куда меня водили!
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей". Мужской охотничий костюм якута Отсюда
Намного позже, уже студенткой, я нашла первоисточник: в читальном зале театральной библиотеки в Москве в единственном экземпляре хранилась книга этнографа XVIII века Иоганна Готлиба Георги. Скорее, это был альбом — поистине огромного размера и с соответствующим названием — "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей".
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей". Костюм женщины-якутки Отсюда
Рисунок из книги Иоганна Готлиба Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей". Костюм девушки-якутки Отсюда
Далее часть интервью Дарии Дмитриевой отсюда. Кому не лень, почитайте полностью, там очень интересно рассказано про культурную жизнь Якутии - и театр, и якутское кино.
— А каково оказалось шить такую одежду?
Даже мастера поначалу затруднялись. Сейчас все привыкли шить за машинками — быстро, и чтобы это можно было тут же проутюжить. А я им говорю: "Простите, но машинную строчку на экране сразу видно, и героям, которых у нас тридцать человек, мы шьем вручную из кожи". У массовки на крупных планах одежда тоже кожаная, а кожа ведь разная — бывает помягче, бывает погрубее. И руки у нас у всех были изранены.
Художник по костюмам Дария Петровна Дмитриева на персональной выставке "Образ нити, из которой соткан мир" в Национальном художественном музее Якутии на фоне костюмов героев киноленты "Тыгын Дархан".
Три с половиной тысячи. В первую очередь я обратилась к портным и закройщикам из мастерских Театра оперы и балета, с которыми давно сотрудничаю: "Можете помочь?" Они посоветовались между собой и говорят: "Мы завтра уходим в отпуск. Побудем со своими семьями три-четыре дня до конца недели, а потом придём".
Эскизы костюмов из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
В общей сложности семьдесят с лишним человек. Кроме Театра оперы и балета, ателье "Кэрэ" и "Marilyn", руководство, педагоги и студенты Якутского индустриально-педагогического колледжа и колледжа технологии и дизайна. Кстати, их и на съёмки приглашали: они снимались в собственноручно отшитых костюмах. Но это потом, а тогда, в процессе работы, утром мы встречались в восемь, к десяти я шла к себе в театр, вечером бежала смотреть, что сделали за день, а это все в разных местах города. Кто-то приходил после своей основной работы, и труды наши продолжались до глубокой ночи.
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Сейчас думаю, как это все можно было успеть? Два раза брала отпуск за свой счет на две, на три недели, чтобы выехать на съемки, и очень благодарна руководству нашего театра и лично Анатолию Павловичу Николаеву. Они всегда шли навстречу.
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Кадр из к/ф "Тыгын Дархан" (2020)
На самом деле, это возможно не всегда: сцена требует одного, а съёмочная площадка — другого, особенно если многое происходит, как говорят кинематографисты, на натуре. Когда люди видят вблизи то, что со сцены блистало камнями и вышивкой, они глазам своим не верят, ведь зачастую это сделано чуть ли не на бортовке и просто раскрашено. То есть специфика работы в театре и кино различается кардинально, но тем и интереснее.
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Это первая работа с Никитой Иннокентьевичем. Потом были "Журавли над Ильменем", "Снайпер саха", "Дивная пора". А первый опыт работы в кино — "Река" Алексея Балабанова. Это было в 2000 году. Художником по костюмам была его супруга Надежда Васильева. Вместе мы побывали в запасниках Кунсткамеры, где нам показывали, к примеру, старинную якутскую одежду на заячьем меху (бууктаах сон), которой у нас сейчас не найти — она перешивалась, занашивалась до дыр, там же все чудесным образом сохранилось.
Фото бууктаах сон из запасников Кунсткамеры я не нашла, не уверена, какой там век, может быть XVIII, вместо этого представляю фото двух бууктаах сон XIX века из Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ытык-Кюельский литературно-художественный музей-заповедник "Таатта"
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
Тогда просто запомнился. А интересы у меня были такие же, как у других девочек. Мы делали из бумаги и картона кукол, домики для них, одежду. Конечно, это было обычное детское увлечение, но в старших классах я поняла, что хочу стать художником-модельером. В соответствии с обязательной тогда программой "школа — производство — вуз" устроилась учеником швеи в ателье в Майе и, отработав там год с лишним, поступила в Московский текстильный институт. Многие ведущие художники-модельеры закончили именно его, там очень сильная школа. Без опыта работы, кстати, туда практически невозможно было пройти по конкурсу — очень высокие баллы. Зато какими насыщенными были студенческие годы!
Костюмы из к/ф "Тыгын Дархан" на выставке "Образ нити, из которой соткан мир"
В 1994 году меня пригласили на работу в Якутск, на научно-производственное предприятие "Хотугу танас", и я, после девяти лет в Театре актера и куклы, снова занялась одеждой, программированием рисунков якутских вышивок. Время от времени меня приглашали на постановку спектаклей в Нюрбинский театр, Саха театр, куда я и пришла, когда истек трехлетний срок договора с "Хотугу танас". Учась на художника-модельера, я очень надеялась, что буду дальше работать именно с модной одеждой, но при этом знала, что буду заниматься и национальным костюмом. Правда, не думала, что в театре. Честно. Так получилось. Но театр перетянул. Здесь мы работаем с тем, что нам предлагает режиссёр: он может дать свое видение или же полностью доверяет тебе и идёт от твоих зарисовок, эскизов.
Иногда с самого начала имеешь представление, что нужно режиссёру, а иногда бывает сложно, особенно если пьеса на современном материале — исторические-то мы более-менее себе представляем.
Кадр из фильма "Тыгын Дархан" (2020)
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда
Якутское кино в последние годы стало неким культурным феноменом России и начинает привлекать все более пристальное международное внимание.
Напомню несколько значимых якутских фильмов:
"Аанчык" (2006)
"Вертолет" режиссера Михаила Лукачевского (2021)