Якутск: но есть и хорошие стороны



3.

Система общественного транспорта в якутской столице в целом нормальная.
4.

5.

Это настоящие автобусы - не маршрутки, и движение достаточно интенсивное.
6.

Сеть охватывает более-менее весь город.
6а.

Но "ПАЗики", из которых всё же в основном состоит подвижной состав - не лучший вариант для города такого размера, да и пробки периодически затрудняют движение.
7.

8.

И десятки тысяч ежедневных пассажиров не всегда комфортно размещаются в таких машинах.
8а.

Даже замечена остановка с табло прибытия автобусов - около автовокзала:
9.

Но, конечно, такое устройство города стимулирует обзаводиться своим автомобилем, и автомобилизация в Якутске хотя и ниже, чем в настоящих дальневосточных регионах вроде Камчатки или Приморья, но явно выше чем в среднем по стране.
10.

Якутск - хоть и центр Якутии, и главный транспортный узел региона, но объездной дороги здесь нет, улицы во многих местах недостаточно широки, и асфальт не везде хорош.
11.

11а.

12.

И ни одной разноуровневой транспортной развязки нет ни в Якутске, ни во всей Якутии; ближайший подобный объект - в Амурской области, у примыкания федеральной трассы "Лена" к федеральной трассе "Амур", в 1 100 км южнее Якутска.
13.

Но все основные городские улицы - в основном в хорошем состоянии, и после почти всей остальной Якутии - небо и земля, конечно.
14.

А главное - больше месяца в году из Якутска вообще не выехать на автомобиле, а значительную часть остального времени выехать можно только через паром: мешает великая река Лена, отделяющая якутскую столицу и всю западную часть Якутии от остальной страны.
15.

А вот даже не так давно построенный железнодорожный вокзал - это станция Нижний Бестях, и она находится не в Якутске, а на другом берегу Лены, в 18 километрах восточнее центра якутской столицы, в одноимённом посёлке Мегино-Кангаласского улуса.
16.

В условиях отсутствия железной дороги в городе роль главных ворот во внешний мир играет аэропорт, а ещё речной порт, откуда выполняются все пригородные и междугородние перевозки по Лене, а ещё часть рейсов на противоположный берег реки, который связывают Якутск и западную часть Якутии с внешним миром.
17.

18.

Речной порт, он же речной вокзал довольно беспорядочен и так же нескладно сделан, как и все якутские транспортные узлы.
18а.

Советское здание речного вокзала в основном пустует, зато поодаль пришвартована пара старых дебаркадеров, куда можно попасть по запутанной системе узких лесенок и трапов.
19.

20.

21.

22.

А в сторону центра города от речного вокзала ведёт длинная немощёная дамба - хотя можно и на автобусе по длинному пути приехать.
23.

Хотя в якутской столице ещё есть автовокзал, но он работает только до ближайших ("подгородных") левобережных улусов, а в основном просто по многочисленным пригородам Якутска.
24.

25.

Якутск - не только самый крупный в России город без железной дороги, это ещё и один из наименее индустриальных городов такого размера: городская промышленность в основном сводится к отраслям, обеспечивающим жизнедеятельность якутской столицы, ну и ещё есть свой угольный разрез.
25а.

Но грузовой порт в городе велик и крайне важен для функционирования и самого Якутска, и всх соседних улусов.
26.

Якутск - самый динамичный город российского Дальнего Востока и один из самых динамичных городов России вообще - если брать демографические показатели.
26а.

26б.

26в.

За постсоветские годы население якутской столицы увеличилось почти вдвое, со 190 до 355 тысяч жителей, и теперь это третий по размеру (после Хабаровска и Владивостока) дальневосточный город.
27.

27а.

И пусть это произошло в основном за счёт миграции и присоединения к Якутску пригородных сёл, город в любом случае выглядит живым и многолюдным, несмотря на все проблемы с инфраструктурой и средой обитания.
28.

29.

Якутск далеко не так колоритен, как глубинка Центральной Якутии, но и тут якутов уже больше половины населения.
30.

Впрочем, на улицах якутский язык услышишь нечасто.
31.

И надписи - почти исключительно на русском языке.
31а.

31б.

Но в Якутске, как и в якутской провинции - необычные и эффектные мемориалы и памятники, и куча неизвестных за пределами республики культурных деятелей:
31в.

32.

33.

Чего у Якутска ещё не отнять - так это креативных названий всяких местных заведений:
34.

35.

А в 1950-е - 1970-е годы в якутской столице успели построить нынешний ансамбль центра города - проспект Ленина, соседние улицы и кварталы, при этом сохранив часть дореволюционных зданий на этой территории.
36.

37.

Да, несмотря на всё развитие, весь рост, и не очень бережное отношение к историческому наследию, в Якутске всё же сохранилось какое-то количество старых зданий, в том числе в центре города, каменных и очень даже красивых, которые бы смотрелись уместно даже в центре российских столиц.
38.

(здание якутского уездного казначейства начала прошлого века постройки, самое красивое здание в Якутске и всей Якутии, на мой взгляд)
39.

А вот самое большое дореволюционное якутское здание (Архиерейские покои) с пристроенным к нему позднесоветским зданием занято местным краеведческим музеем, который образовал вокруг себя что-то вроде кластера.
40.

41.

Кроме главного музейного здания, музейный кластер вмещает в себя часовню и громадный скелет гренландского кита под навесом.
42.

43.

И ритуальные коновязи сэргэ - куда же без них.
44.

Дом-музей Емельяна Ярославского находится в старом деревянном здании на территории краеведческого музея, где в своё время жил один из самых именитых местных ссыльных.
45.

46.

Как и многие политические, при всей своей идеологической ангажированности Ярославский внёс большой вклад в просвещение местного населения и вообще развитие этой территории.
47.

Хотя собственно краеведческий музей пусть и интересен, и хорошо сделан, но уж больно невелик для такой большой территории, как Якутия.
48.

В окрестностях проспекта Ленина в целом приемлемая архитектура, почти везде есть тротуары.
49.

50.

51.

52.

Есть даже такое редкое для Якутска явление, как послевоенный неоклассический стиль ("сталинский ампир"):
53.

Тут же - центральная якутская площадь Ленина, которая может в архитектурном плане и так себе, но зато это полноценное пешеходное общественное пространство, и смотрите сколько цветов:
54.

55.

Летом 2022-го года, впрочем, значительная часть проспекта Ленина была в процессе благоустройства совершенно московского масштаба - пешеходная зона, плитка, лавочки.
56.

57.

58.

Хотя казалось бы - лучше привести в порядок что-нибудь за пределами одного из немногих якутских районов, который и так прилично выглядит.
59.

На самом деле, в качестве главной и наиболее цивилизованной городской оси проспекту Ленина не уступает параллельная улица Пояркова, проходящая чуть севернее и чуть дальше от Лены.
60.

После превращения центрального проспекта Ленина в частично пешеходную улицу именно улица Пояркова принимает на себя основной транспортный поток центра города, и поэтому для прогулки это менее приятное место.
61.

Но всяких точек притяжения здесь сопоставимое количество.
62.

63.

64.

65.

Ещё в Якутске хороший городской парк культуры и отдыха, занявший часть соснового бора, который с севера и северо-запада ограничивает центральную часть города.
66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

Есть в Якутске и внезапные островки качественного благоустройства посреди жилых кварталов.
75.

Попадаются здания в национальном стиле - вот, например, центр традиционной якутской религии на юге городского центра, за каналом.
76.

77.

78.

|
</> |