Ядовитый цветок Клава К.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ядовитый цветок Клава К. Ядовитый цветок Клава К.](/images/main/yadovitiy-cvetok-klava-k-435fb3.jpg?from=https://static.kinoafisha.info/upload/articles/125920624360.jpg)
***
Часто под влиянием новых знаний происходит переосмысление прежних ценностей, в том числе переоценка любимых с детства литературных произведений и фильмов. Иногда становится, возможно, грустно, когда роковые и своенравные красавцы и красавицы в свете новых сведений о социопатах предстают в неприглядном нарциссическом облике. С этих позиций можно пересматривать любой художественный шедевр, только при этом надо быть готовым снять розовые очки и признать, что практически в каждом из них встречаются яркие представители Темной Триады.
Вот мне и вспомнился знакомый с детства фильм 1979 года по сценарию прекрасного детского писателя Михаила Львовского «В моей смерти прошу винить Клаву К.»
На мой взгляд, фильм хорош по всем параметрам и достаточно смел для начинающегося заката социализма в нашей стране, а для исполнителя главной мужской роли молодого актера Владимира Шевелькова он стал ярким стартом карьеры.
Но наряду с этим, считаю, что «В моей смерти прошу винить Клаву К.» просто паноптикум ярких нарциссов разной степени токсичности и злокозненности. И это не только мое мнение: перед написанием данного разбора ради интереса опросила репрезентативный ряд знакомых, подтвердивших сей факт.
Фильм, снятый достаточно близко к сюжету одноименной повести, начинается с того, что маленького Серёжу Лаврова, впервые приведенного родителями в детский сад и по причине вынужденного расставания с родителями впавшего в истерику, примиряет с действительностью записная красавица и штатная королева садика четырёх лет отроду, но уже прекрасно знающая себе цену и обладающая явно завышенной самооценкой, Клава Климкова. Она действует на плачущего Серёжу как удав на кролика, или как заклинатель на кобру, и, будто загипнотизированный ее красотой и уверенностью, мальчик покорно отправляется на прогулку со своей повелительницей собирать жёлуди.
Именно такое действие часто производят на простых смертных демонстративные яркие нарциссы своей неадекватно высокой самооценкой и непоколебимой уверенностью в производимых действиях. Они грандиозны! Велики! Несравненны! Из серии: Король-Солнце! Так одержимы единственной страстью своей жизни - великой любовью к себе, не обладая обычно ни особенным интеллектом, ни выдающимися душевными качествами, что часто без особого труда подчиняют себе деликатных рефлексирующих личностей, используя в дальнейшем их для своих целей. Да, правы психологи: с данной девиацией надо родиться. Никакие курсы ни за какие деньги этому не научат: к сожалению или к счастью.
Но вернемся к нашим героям. В процессе прогулки выясняется, что четырехлетняя Клава, которая гуляла ранее с другим мальчиком, чем-то привлекавшим ее, но теперь отправленным в отставку по причине того, что в престижном садиковом конкурсе «Кто больше желудей соберёт » с огромным отрывом победил Серёжа ( с помощью родителей, просовывавших ему жёлуди из-за забора детского садика), теперь приоритетно общаться будет именно с Серёжей к его вящей радости.
И общение это затянется на долгие школьные годы. Серёжа престижен: отличник, победитель олимпиад, из хорошей семьи, и Клава, на голове которой будто прочно сияет корона «Само Совершенство», милостиво принимает его как материальные подарки, которые он тащит из дома не только из своих вещей, так и интеллектуальные, когда он просто за неё делает все учебные задания, при этом относится она к нему, уже в младших классах, пренебрежительно-презрительно, как к слуге, который должен быть рад просто самому факту существования своей Великой Госпожи.
Тут самое время сказать про явно нарциссическую мать Клавы: неудачливого, непризнанного скульптора, видимо без особых способностей в перманентно затянувшемся амплуа модистки и дамы полусвета в исполнении гениальной Любови Полищук. Видно, что она пытается выстроить стихийное воспитание дочери так, чтоб она преуспела в жизни больше своей родительницы, дополнительно прививая юной нарциссихе-дочке весь убойный женский нарциссический арсенал, параллельно посылая авансы и делая реверансы в сторону потенциально привлекательного для неё женатого отца мальчика Серёжи, который представляет собой ещё один образец яркого токсичного нарцеабьюзера, мастерски издевательски зло подкалывающего своих близких.
Здесь возникает вопрос: не потому ли мальчик Серёжа потянулся к данной нарцисске Клаве, потому что с уже детства рос под гнетом папаши-нарцисса, терпел его оскорбления, типа: да ты девчонка, и видя его виртуозные газлайтинги в отношении мамы, влюблённой безмерно в отца? Кстати, младший брат Шурик весь в папочку: молодой, но многообещающий нарциссик.
Что же дальше? Ядовитый цветочек Клавочка чует зверино на уровне подсознания, что Сережин ресурс ею выработан почти; поэтому он начинает ее раздражать: хищник в поисках новой, более престижной и долгоиграющей жертвы. И таковая найдена вскоре: мальчик из параллельного класса, Лаврентий, с виду тихий ботаник в очках (но пока ещё, на ранних стадиях общения с Клавой, с характером), сыгравший вничью с самим гроссмейстером Талем, что, несомненно затмевает все достижения списываемого в утиль Серёжи.
Папа Лаврика (про маму не говорится, ее вроде бы нет: вот ещё поле деятельности для мамаши-скульпторши-модистки) - серьезный хирург, сын явно разделяет интересы отца, а такая профессия всегда престижна, что важно для нарциссов весьма. Естественно, смена ориентира нарциссической Клавдии на более престижный объект к полной фрустрации и ужасу отвергнутого Серёжи, вплоть до почти совершения им самоубийства. И все красивые слова извинения, в угоду порядочному Лаврику произносимые Клавой в адрес Серёжи не значат ровным счетом ничего. Это не более как необходимый заманивающий реверанс в сторону не порабощенного ещё объекта, как и сентенции, что Серёжа дарил Клаве себя, а Лаврик подарил Клаве саму себя, раскрыл, типа, ее внутренние таланты.
Клава вышла на охоту, тем более интересную, что Лаврик престижнее, да и психологически посильнее, значит, интереснее, ведь для нарцев, чем труднее победа, тем сильнее желание видеть сломленной жертву… Любой станет с нарцем жертвой в отношениях, если расслабится случайно или в силу обстоятельств. Нарцисс умеет ждать. И победить его невозможно. Можно только уйти, разорвав контакт, только так можно спастись. Если сам нарцисс сам не выбросит неигручую уже жертву раньше, думая: сломалась, несите новую… И повезёт, если жертва осталась ещё жива.
Так и идёт в фильме по жизни ядовитый цветочек, девочка Клава-клоака с ненасыщаемой чёрной дырою внутри. Кто думает, что это слишком сильно по отношению к почти ребенку, вспомните, что у нарцев нет ни пола, ни возраста. И пересмотрите сцены, где нарцеКлава открыто подстрекает Серёжу, столько сделавшего для неё, к самоубийству, чтобы ощутить полноту своей власти и получить мощнейший нарцресурс. И как она презрительно организует его травлю, узнав, что на тот момент он остался в живых.
Нарциссы -это биороботы, злые киборги, которых по возможности лучше обходить, как кучи экскрементов или открытые люки. Как бы ни были они привлекательны внешне.
|
</> |