Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской

24 июня 1842 года родился Амброз Бирс. В моем понимании он является одним из самых ярких и самобытных писателей мировой литературы. Человек, психику которого изуродовала Гражданская война между Севером и Югом. Его нормальность так навсегда и осталась на полях сражений. Несмотря на то, что он после окончания этой войны прожил ещё 49 лет, можно сказать, что он так с неё и не вернулся.
В 1975 году, я у кого-то на время комсомольского собрания одолжил книгу под названием "Словарь сатаны" неизвестного мне автора, которого звали непривычным для советского школьника именем Амброз. Фамилия его была Бирс. Кроме собственно "Словаря сатаны", который составлял вторую часть сборника, в первой были собраны наиболее интересные рассказы автора. Комсомольское собрание закончилось гораздо раньше чем я мог закончить читать книгу. Книгу надо было вернуть. Поэтому я остался в счастливом неведении что же там говорилось дальше, но мрачная мистика автора произвела на меня должное впечатление. Все мои попытки найти книгу Амброза Бирса были безуспешны. Он практически в СССР не издавался. Единственное, что мне удавалось найти в антологиях американской литературы, был знаменитый "Случай на мосту через Совиный ручей", а также сборник его рассказов на английском. А я хотел на русском. Справедливости ради надо сказать, что в постсоветские годы издавался Бирс на русском языке часто. Именно на этот период пришло моё максимальное знакомство с его творчеством.
Многие выдающиеся писатели признавали, что произведения Бирса оказали большое влияние на их творчество. Говард Лавкрафт, сам являющийся одним из выдающихся мастеров мистики и ужасов говорил: «Ближе к настоящему величию был эксцентричный и мрачный журналист Амброз Бирс, который родился в 1842 году и тоже участвовал в Гражданской войне, но уцелел и написал несколько бессмертных рассказов, а потом исчез в 1913 году в загадочном тумане, словно сотворенном его собственной жутковатой фантазией. Бирс был известным сатириком и памфлетистом, однако своей литературной репутацией он обязан мрачным и жестоким рассказам; большая их часть так или иначе связана с Гражданской войной и составляет самую яркую и достоверную картину, какую когда-либо это событие имело в литературе. Если по справедливости, то все рассказы Бирса принадлежат литературе ужаса; и, если многие из них имеют дело лишь с физическим и психологическим ужасом внутри Природы, то самые значительные предполагают сверхъестественное зло и составляют значительный вклад в американский фонд литературы о сверхъестественном.»
Конец Амброза Бирса полностью соответствовал образам его творчества. Отправившись в 72 года освещать события Мексиканской революции, он бесследно исчез. Мексиканцы называли его Старый Гринго.
|
</> |