рейтинг блогов

Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек.

топ 100 блогов kalakazo25.12.2013 Ростислав Якубовский - первое интерью после исхода: "Из Оптиной Пустыни в последние годы ушли двое вторых лиц монастыря, но их уход не был связан
с внутренними расхождениями с церковью, как это произошло у меня....
Дело в том, что причина моего ухода лежит и в личной, и в идеологической плоскости.
В последнее время во мне произошел мировоззренческий сдвиг, наверное, так можно сказать. Дело в том, что знания, полученные в церковной, монашеской жизни, — недостоверны. Что касается религии как организованного культа, — это не то, что должно было получиться из христианского учения. Думаю, Христос этого точно бы не хотел. А люди в церкви, в большинстве своем, жаждут какого-то «Сверхначальника», который за них будет решать и думать, боятся и избегают ответственности....
Вообще, беда нашей православной церкви в отсутствии здоровой конкуренции. Но ведь если бы у нее появились здоровые конкуренты, то ее положение оказалось бы еще более жалким: именно в силу ее отсталости, неспособности привлечь к себе, нечестности. При том ведь внутри церкви применяются совершенно сектантские приемы: во-первых, мистифицируют, затемняют сердцевину, суть учения, во-вторых – внушают пастве, что вокруг все страшно и ужасно, только с нами, мол, ты можешь спастись. Тем самым лгут на Бога, который, вопреки этому, не является жестоким и злопамятным чудовищем, способным уничтожить человека за малейший культовый проступок.

Возможно ли реформировать такую церковь изнутри?

Думаю, это довольно бессмысленная задача. Нужно давать людям знания, и каждый сам решит, что ему близко, а что нет. Внутри церкви люди часто просто находят средства к существованию (священнику надо кормить себя и семью), и этой прямо финансовой зависимостью пользуется церковное начальство — впрочем, так делает любое начальство в любом учреждении. А в сетевой структуре дела обстоят иначе: апостол Павел, вспомним, сам шил палатки, не был никому обязан. Затем, вот раньше священник был источником знаний для пары тысяч неграмотных прихожан – в условиях, когда не было образования, свободной информации и так далее. Сегодня человек может получить любые знания, лишь правильно сформулировав запрос в строке браузера, так что отпала необходимость в священнике как учителе. К тому же мирское знание о человеке настолько развилось, что это не сопоставимо с представлениями внутри церкви. Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек. С другой стороны, использовать церковь для каких-то карательных целей тоже вряд ли будет возможно, потому что ее влияние на общество ничтожно: 3 процента населения – это максимум, который вмещают в себя храмы на Рождество и Пасху. Причем из этих 3 процентов много и здравомыслящих людей, некоторые из которых сегодня близки к тому, чтобы покинуть церковное сообщество. Но, думаю, что православная церковь может пережить это время, всегда будут те, кого она привлекает: любители старины, например, те, чью душу захватывает красота православных храмов
http://www.sobaka.ru/city/city/19649#vk


 Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек.

Для сравнения другое интервью - до исхода:
"КВИНТЭССЕНЦИЯ ОБЩЕСТВА

Иеромонах Ростислав (Якубовский), настоятель Успенского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни:

ДВА ПУТИ К БОГУ
Превозносить монашеский путь над мирским путем - в этом для монаха есть некое искушение. Искушение мысленно вознестись, считая монашествующих особенными подвижниками, а мирян относя к какой-то более приниженной степени. Было бы ошибкой считать, что монашество - это некий магический способ быстрого спасения. Такого взгляда не должно быть - каждый путь имеет свои особенности. Они могут отличаться внешне, но задача человека, идущего и тем, и другим путем, - стать хорошим христианином.
Мы даем обеты еще раньше монашества, в крещении. И эти обеты должны соблюдаться всеми - и мирянами, и монахами. Монашествующие их только всё более и более закрепляют - в мантии, в схиме, - повторяя все эти обещания. Один из обетов, которые мы при постриге приносим Господу - целомудрие. Но никто не отменял целомудрие и для мирян. В браке это - чистота семейных отношений. И семейные люди могут вести развратную жизнь, и в то же время муж и жена могут быть в помыслах чище, чем монашествующие. Как монашествующим, так и мирянам нужно учиться борьбе в помыслах. Что касается нестяжания - все имущество в монастыре общее, но всё равно на кого-то из братии возлагается обязанность заботиться об экономике, и ему неизбежно приходится погружаться в финансовые дела. В монастыре мы даем обет послушания, но абсолютно так же послушание должно быть и в семье, и в обществе: послушание закону, начальникам, послушание жены мужу, мужа жене. В семье невозможно вести правильную духовную жизнь, не имея хорошего духовного руководства. Причём непременно нужно, чтобы духовник у семьи был один. Не в совете многих, а во многом совете мудрого наставника - спасение.
В идеале монастырь - это место максимального посвящения своей жизни Богу. Люди приходят туда, чтобы, не отвлекаясь на житейские дела, сосредотачиваться на главном и время своей жизни тратить максимально продуктивно. Для этого и устраиваются монастыри, в которых создаются особые условия, особый распорядок жизни, где вектор всего - храмовой архитектуры и иконы, богослужебных текстов и пения, монастырского устава и быта - направлен в сторону Бога.
По сравнению с этим жизнь в миру - просто мученичество. Особенно для человека, который уже перешел через определенную духовную степень и решил подвизаться. Все условия вокруг него в обычной жизни абсолютно неподходящи: сложно и молиться, и поститься, вечерние молитвы не прочитать: сил не хватает, а утром уже надо быстрее куда-то бежать, не хватает времени. Кроме того, вокруг множество соблазнов, которые сопутствуют жизни в миру. Но зато если человек, живя в миру, проходит через все эти искушения, он обретает опытность. И этот опыт бесценен.

ПОЧЕМУ УХОДЯТ В МОНАСТЫРЬ?
Лично у меня основной причиной был поиск смысла бытия. Зачем я живу? Что есть истина? Теперь-то я знаю, Кто есть Истина. А тогда всё было по-другому. Философские поиски постепенно и привели меня в Церковь, а позднее и в монастырь. На этот путь встают совсем немногие, лишь те, кого действительно призвал Господь. Тут можно вспомнить евангельскую фразу, в которой Господь ясно сказал: не вы Меня избрали, но Я избрал вас.
Одной из причин выбора монашества, конечно, может быть и личная проблема. У нас в Церковь, вообще, большинство людей приходит из-за болезней и несчастий. Это служит поводом, побудившим человека задуматься о смысле жизни, первым толчком прийти в храм, чтобы в нём найти какое-то душевное пристанище. Но это только начало. Это не значит, что этот повод не видоизменится со временем и не получит правильного направления. Невозможно просто от приступа отчаяния уйти в монастырь, чтобы потом жалеть об этом и всю жизнь мучаться. Так не может быть. Всегда есть возможность вернуться туда, откуда пришёл. Люди годами находятся на послушании без пострига. Пожалуйста, двери открыты, невольник - не богомольник.
Несложившаяся личная жизнь и разочарование в мире - это не повод для ухода в монашество. Такое бегство не даст человеку полноты. Только если отречение от мира делается из любви к Богу, тогда это нормально. Однако ещё Иоанн Лествичник писал, что видел людей, которые начали подвизаться из тщеславия. Действительно, бывает, что люди подвизаются из тщеславия, но затем все равно наполняются и просветляются, и их касается благодать, и вот они уже подвизаются законно.
Уходят от проблем? Есть и такие. Как у каждого человека имеются все страсти, но есть превалирующие из них, которые его больше влекут к греху, так же и побуждение человека уйти в монастырь - это комплекс множества побуждений. Но если превалирует среди них, допустим, желание уйти от житейских трудностей, - то тут монаху придется туго. Для человека, пришедшего за комфортом, очень многое может стать источником раздражения. И Господь непременно промыслом своим его постарается от этой страсти избавить. Обязательно найдутся такие "добрые" братья, которые ему будут всячески досаждать, тем самым его исправляя, избавляя от недостатков... Мы все идем, падаем, встаем, - но все равно получается так, что Господь ведет каждого человека к спасению кратчайшим путем. Поэтому даже если человек абсолютно случайно попал в монахи, то он может прийти к своему духовному благополучию.

БЫВАЮТ ЛИ ВЕСЕЛЬЧАКИ СРЕДИ МОНАХОВ
В Евангелии многократно подчеркивается, что для Бога нет внешних различий - нет ни эллина, ни иудея, нет ни мужеского пола, ни женского. Среди апостолов были люди как с горячим темпераментом, так и спокойные, самоуглубленные. Как молодые, так и старые. Как образованные, так и не образованные. То же самое относится и к тем, кто попадает в монастырь. Монахи могут быть веселые и грустные, общительные и замкнутые, умные и глупые.
Свойства характера остаются, но они могут быть либо духовными, либо греховными. Молчаливость может привести к созерцательности, а может - к угрюмости. Человек с большим умом может стать злым гением, а может - талантливым церковным деятелем. Можно сделаться паяцем, легкомысленным шутом, и то же свойство характера может преобразиться в постоянную веселость, добрый юмор, который в трудную минуту поддержит, ободрит, как это было у старца Амвросия Оптинского.

МОНАХИ И МОНАШКИ
Есть такая русская поговорка: "семь топоров вместе лежат, а две скалки - не лежат". Нескольким женщинам ужиться друг с другом труднее, нежели мужчинам. Можно взять такой образ, сравнивающий мужчину с ядром атома, а женщину с электроном, который вращается вокруг ядра. Он - центр, глава семьи. Она - окружает, ухаживает, оберегает. И мужа, и своих детей. Когда ее чадо выходит замуж или женится, женщина продолжает его ревновать, охранять. Это заложено в ее душевной природе. И на этой почве возникают семейные драмы. Ведь все эти анекдоты про тещу не случайны.
Если такие душевные качества не преодолены духовными то в женских монастырях порой приходится очень сложно. Игуменья должна быть очень мудрым человеком, для того чтобы руководить общиной, и сама руководствоваться наставлениями духовника. Это не значит, что мужские монастыри идеальнее. Тут бывают другие, свои характерные проблемы.
А положительный момент в женских монастырях - мы видим, какие они благоустроенные, какой там порядок. В мужском монастыре на это внимания уделяется меньше.

СБЕЖАТЬ ОТ СОБЛАЗНОВ
Конечно, нужно уклоняться от соблазнов, это сказано в Евангелии. Но какую-то резервацию вместо монастыря создать невозможно. Каждый человек от мира отходит постепенно. Он как бы завяз в болоте и потихонечку вылезает, вытаскивая по очереди каждую часть тела. Постепенно у него в душе возникает желание к большему уединению. Сначала он не мог ни дня прожить без городского шума, он скучал без привычного потока информации. Но постепенно эта пустота в душе заполняется другим, более качественным наполнением, и мало-помалу человек приходит в такую степень, что, даже живя в мире, не соприкасается с ним. Он идет по улице, но не "зависает" умом на всяких ненужных ему предметах, у него есть свой внутренний мир, он им живет. Он с кем-то общается, но не теряет душевного покоя. Может быть, у него возникнет потребность больше молиться. А другой человек, напротив, не сможет молиться больше какого-то краткого времени. Святые отцы говорят, что лучше недомолиться, чем перемолиться. И все эти изменения происходят в душе постепенно и сами собою.
И еще. Монастыри обычно всегда создавались вокруг какой-то личности. И поскольку нет одинаковых личностей, то нет одинаковых монастырей. Например, на Афоне строгая изоляция от мира: там нет даже животных женского пола. Но в той же Греции существуют другие монастыри, при которых созданы молодежные общества, а монахи помогают молодежи духовно и организационно. Нельзя разделить монастырское устроение на худшее или лучшее только по внешнему признаку, оно в каждом монастыре разное. Кто-то благодарит Бога, кто-то плачет о грехах. И перед Богом и тот, и другой может быть равен.

РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ
Дружба в монастырях, конечно, есть. Бывают симпатии, бывают антипатии. Ведь душевное присутствует в каждом человеке, поэтому интересы могут совпадать или не совпадать. Один может быть более тонким, другой - грубым. Лишенным эстетического вкуса или эстетом. В конце концов, воспитанным или нет. На этой почве случаются какие-то шероховатости. Но люди трутся - трутся друг о друга, и шероховатости сглаживаются.
Родственные связи в монастыре, как правило, ослабевают. Здесь у тебя семья уже другая... А отношения с бывшими друзьями, если раньше это была искренняя и глубокая дружба, часто бывает, сохраняются.

ВЧЕРА ХОРОШО, А СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ?
Думаю, что такие подвижники, как прежде, есть и сегодня. Во все времена было все: и плохое, и хорошее - в большей или меньшей степени. И сейчас мы в каком-то смысле находимся в более выгодном положении, чем, скажем, двести лет назад. Взять хотя бы церковные искусства - сегодня мы легко можем воспользоваться мировым опытом Церкви: существует масса книг, фотографий, слайдов, видео- и аудиокассет. Однако дурной вкус - наша беда. Это может касаться и пения, и иконописи, и духовного опыта, и опыта устроения церковной общины.
Если говорить о мотивах ухода в монастырь - и в этом сегодня есть положительные моменты. Нет, к примеру, подневольников. Святитель Игнатий, епископ Кавказский, писал: большая беда, когда в монастырь ссылают вдовых священников. Естественно, что там получалось: унылое прозябание, порой даже с пьянством. Сегодня в монастырь люди идут добровольно и не на все готовое, а зачастую на голое место, которое надо "с нуля" восстанавливать. И то, что монастыри строятся с чистого листа, - в этом тоже много плюсов. Тяжело пытаться устраивать монастырь, искуственно подгоняя всё под старину, вычитывая рецепты из книг. И хорошо, что есть возможность сделать что-то в соответствии с современными возможностями и личными наклонностями насельников.

МОНАСТЫРИ И СОЦИУМ
Монастырям вполне по силам руководить социальной работой - духовно или даже административно. Но непосредственно всю работу должны выполнять миряне. Невозможно монаху погружаться во все это, отрываться от монастырского порядка, устава. Это будет ему в ущерб.
Есть такая классическая формулировка: монахи - это свет для мира, а ангелы - свет для монахов. Монастыри - это как бы передовой отряд духовной брани. Здесь и искушения сильнее, и некоторым благодать открывает больше. Тем, кто ведет углубленную духовную жизнь, могут быть виднее социальные или внутрицерковные явления.
Монашеская община, если она правильно устроена, может давать правильное направление очень большому количеству других общин. Не вести за руку каждого постоянно, а именно давать нужное направление: подсказывать, советовать. Представим, что идет корабль правильным заданным маршрутом, и не надо вмешиваться в управление, и у штурвала может стоять помощник. Но возникают критические ситуации, когда нужно выйти на мостик самому капитану. Мы знаем, что когда церковное общество начинало крениться не в ту сторону, всегда находились подвижники, к которым обращались за советом. Они говорили свое решающее слово и тем самым выправляли курс. То же самое происходит и сейчас. Если в жизни людей возникает тупиковый вопрос, то он находит разрешение у духовного лица.
Монашеская община - это квинтэссенция общества. То, что у нас пытались сделать идеальное общество, так называемый коммунизм, вот его идеал - в монашеской общине.
Воздействие монастырей на общество отмечалось во все времена. Они нравственно воздействовали на всю округу. Например, Николай Гоголь так описывал Оптину пустынь: чем ближе путник подъезжал к Оптиной пустыни, тем поклоны становились все ниже, а лица крестьян все приветливее... И всегда люди, которые потеряли себя в миру посреди этого шума, имели и имеют возможность обратиться к святому месту, чтобы там в тишине обрести себя для Бога и Божественное в себе. Поэтому монастыри для этого крайне необходимы.""
http://samlib.ru/e/ershowa_a_j/monas.shtml

 Я считаю, любой психиатр может принести больше пользы, чем сто батюшек.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ Поскольку  о главной новости сегодняшнего дня законодательство РФ писать не позволяет, поговорим о любви. «День влюбленных». Разве это плохо с точки зрения Православия? ...
                ...
(От Захара) На пропускном пункте Верхний Ларс организовались многокилометровые пробки. Толпы людей пытаются попасть в Россию из Грузии, охваченной протестами. …и вдруг, скажем, в Праге, или где угодно, куда массово отбыла белоэмиграция, что-то вроде революции, и такие казаки, ...
...
© Источник ...