Я рад, ибо в душе - скандалист
a_i_z — 16.09.2025

Это французская карикатура 1911 года на Габриэле д'Аннунцио и Иду Рубинштейн.
У них был бурный роман в Париже в 1910-1911 годах.
Габриэле д'Аннунцио (1863-1938) - итальянский писатель, поэт, драматург и политик, личность неординарная.
А Ида Рубинштейн (1883-1960) была знаменитой танцовщицей, вот их и окарикатурили в танце:
д'Аннунцио сделали на голову выше Иды, хоть в жизни было всё наоборот.
Вот Габриэле д'Аннунцио и Ида Рубинштейн в жизни, 1911 год:

Прославленный русский художник В.А.Серов тоже впервые увидел Иду (как и Габриэле д'Аннунцио) на сцене в 1910 году .
Д'Аннунцио тогда загорелся идеей написать что-нибудь особенное для восхитившей его Иды Рубинштей.
И написал для неё пьесу-мистерию "Мученичество святого Себастьяна" (музыка Дебюсси).
Вот эскиз Бакста к первой постановке:

И первая же постановка вызвала немалый скандал: архиепископ Парижа требовал немедленно запретить!
Ибо великого католического святого на сцене изображала мало того, что женщина (полуобнажённая), так ещё и иудейка.
А Серов, увидев Иду Рубинштейн на сцене, решил написать её портрет. Обнажённой. И написал:

И получил по полной от прессы (да от прессы ладно бы) - и от собратьев-художников.
Репин называл портрет "гальванизированным трупом", Суриков - "безобразием",
были реплики про "самый неудачный портрет мастера", "уродство", "декадентство"...
Сам 46-летний Серов говорил про весь шум вокруг портрета: -
Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе - скандалист.
К сожалению, в конце ноября 1911 года Валентин Александрович Серов умер от приступа стенокардии в возрасте 46 лет.
И практически сразу после смерти художника "Портрет Иды Рубинштейн" из "уродства" и "декадентства"
перешёл в разряд - "последний шедевр мастера"!
И стал портрет определяться как "классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка"...
А ещё Серов почти одновременно с "Идой" писал "Портрет княгини Орловой":

Говорят, великосветской княгине ужасно не нравился "Портрет Иды Рубинштей".
Позже княгиня Орлова дала согласие, чтобы её серовский портрет висел в Русском музее имени Александра III.
Только с непременным условием - чтобы её портрет не висел рядом с портретом Иды Рубинштейн...
Наверное, чтоб не видели, как они похожи.
Ну, "папа"-то художник один и тот же..
И на мой взгляд - похожи, особенно громадная шляпа одной и причёска другой:)

Аппаратная замена масла в автомобиле: преимущества вакуумной технологии над традиционными методами
Царь России
Украинчики чет приуныли...
Кто был нарядный и молодец
Спадоны. Этимология русского названия греческих евнухов
Сказки как элемент национальной безопасности
Азиатское фиаско: с чем вернулся Трамп после поездки в Китай
ВОЖУ АВТОБУСЫ С 1991 ГОДА
Сергей Эйзенштейн в РОСИЗО

