Я балдею, или как надо летать в космос
mymaster — 02.03.2013 Как известно 1 марта коммерческий космический корабль Dragon был выведен на орбиту коммерческой космической ракетой Falcon 9. И то, и то - разработано, выпущено, и работает под управлением коммерческой компании SpaceX. Все бы ничего, но у грузового корабля, летевшего с грузом на МКС, произошли неполадки с двигательными установками, в связи с чем специалисты не считали возможным приступать к раскрытию солнечных батарей. Об этом SpaceX написала на своем канале в Facebook. Но уже 2 марта основатель компании в своем Twitter успокоил всех, сообщив, что специалистам компании удалось перезапустить две из четырех двигательных установок, что позволило раскрыть механические элементы корабля. Стыковка с МКС перенесена на сутки.К чему я это?.. Почему меня это заинтересовало?.. Наверное потому, что я в своей жизни тоже принял участие в запуске одного космического аппарата - космической солнечной обсерватории "КОРОНАС-ФОТОН". И так получилось, что я для этого аппарата разработал и создал систему управления всей целевой нагрузкой, естественно, и слава богу не в гордом одиночестве я этим занимался. Но суть была именно в том, что на этапе разработки мне было поручено делать для целевой нагрузки аппарата такие комплексы как наземный комплекс управления (НКУ) и наземный комплекс приема, обработки и распространения данных (НКПОР). Это интересная работа. В рамках нее был создан Центр экспресс-обработки, накопления и хранения данных, спроектирована структура и собрано "железо", написан софт, позволяющий автоматизировать модули управления и приема данных... подготовлен и обучен персонал центра (он был составлен из студентов МИФИ). И мне в этом проекте довелось пройти весь путь - от помещения с пустыми стенами, выделенного под центр, через советы главных конструкторов, через представительство на запуске в ЦУПе, десять месяцев работы в главной оперативной группе управления аппарата, и, наконец, до его смерти на орбите и итогового заседания Государственной комиссии.
Так вот.. Наш запуск тоже начался с неисправности. Первая неисправность была на космодроме, на этапе подготовки ракеты Циклон-3, украинского производства, которая была нам определена в качестве носителя. Запускаться мы должны были 29 января 2009 года в 16.30. И о том, как весело мне было выбирать время запуска я уже писал :) Ну так вот запустились мы 30 января - в это же время, на резервной дате, потому что за 50 секунд до запуска система тестирования обнаружила проблему с заправкой второй ступени носителя. И тут надо отметить что КБ "Южное" или же завод "Южмаш" не имели канала в Facebook, они его и вКонтакте не имели... Они вообще были очень пугающими людьми, в том плане, что могли приехать на уже близкие к запуску заседания Совета Главных и на вопрос: "В каком состоянии ракета?" отвечать: "С ракетой все будет в порядке, мы это гарантируем!" У них вежливо уточняли: "Ну все же - она в цеху, на досборке, на тестировании... погружена? Где она?" И они отвечали твердо: "Все будет с ракетой в порядке - гарантируем!" Меня их фатализм пугал... все остальные выглядели не то чтобы удивленными. Наверное это можно объяснить моей молодостью и неопытностью - ведь на момент запуска мне было 25 лет. У ВКС РФ и ЦЭНКИ тоже не было канала на фэйсбуке.
Так вот вопрос о том, что же там незаладилось на запуске был принципиальным... потому что все решали в этот момент два вопроса: что надо бы запуститься все таки в резервную дату, ведь ракета старая, с нее снимали какие-то запчасти еще на предыдущий запуск, и вообще черт знает сколько циклов заправки топливом она вообще способна выдержать... И второй. Более важный. Это кто будет отвечать за все это, если вдруг что-то пойдет не так - потому что кроме ракеты, есть еще и космодром, который мог что-то не так сделать на этапе подготовки. Это дело продолжалось менее суток, но писать о нем было строго запрещено - ведь любая публикация могла случайно повлиять на большую политику второго вопроса! В итоге с первым вопросом удалось разобраться быстро, так что отлегло - виноваты были фильтры топливной системы в стартовом комплексе, который давно не использовался.
Но после того, как мы полетели, проблемы не кончились. Я был в ЦУПе в качестве представителя науки - все остальные наши сотрудники были на космодроме, так как принимали участие в предполетных подготовках приборов. А я был в ЦУПе, потому что должен после запуска быть немедленно готов принять управление целевой нагрузкой аппарата, и обеспечить выполнение функций Оператора проекта. Аппараты у нас запускаются теперь интересно... значительная часть событий происходит над территорией страны. Так что по громкой связи в ЦУПе звучали названия станций ВКС, принимающих ракету под свое наблюдение в процессе вывода на орбиту. Кстати - никаких прямых трансляций в интернет не было... не было даже картинки в ЦУПе - только спец-связь голосом, транслируемая в зал. С Байконура картинка есть, а с Плесецка тогда (не знаю как сейчас) ее не было вообще. Так вот включение первой ступени, включение второй, сброс головного обтекателя, первое включение третьей ступени... И все. Родина кончилась - аппарат, вместе с третьей ступенью, которой предстояло второе включение, улетел из зоны видимости КИПов. Помните такие корабли с антеннами в фильмах: "Атлантический океан готов, Тихий океан готов..." так вот забудьте. Ну или можете в Калининграде сходить на такой - он там стоит на вечном приколе, в качестве прикола.
В общем дальше аппарат улетел туда, где видеть его могут только американцы. И мы терпеливо ждали пока он вернется. Все разбрелись, и собрались в зале управления только за пять минут до выхода в зону связи. Сидим. Тишина полная. Все напряжены, в первых рядах начальник полета - он же председатель главной оперативной группы управления. По громкой связи на весь зал: "Аппарат не вышел на связь..." Начальник полета вскакивает и убегает вниз - в рабочую зону. Все молчат. Так что в тишине зала он исключительно громко хватает трубку ГГСа... потом швыряет ее об стол, хватает другую: "Обеспечьте связь!" И практически сразу же снова хватает первую: "Доклад!" И видно, что он расслабляется... и нам передается расслабление - хотя еще ничерта не ясно. Громкая связь объявляет: "Солнечные батареи раскрылись, механические элементы отстегнуты, первая циклограмма не проходит..." Все собираются и идут в наш зал управления - то есть зал управления аппаратом. По дороге я аккуратно пристраиваюсь рядом с человеком, которого считаю самым знающим в ЦУПе по теме нашего аппарата. Аккуратно интересуюсь насколько все серьезно. "Да не бери в голову. Орбита стабильна, питание есть, так что времени теперь запас есть... разберемся... А так - лучше так. У нас если что-то сразу хорошо полетело, значит потом точно что-то отвалится. Примета такая".
И мы идем в зал управления аппаратом - там большой ажиотаж, только что операторы успели кинуть аварийный пакет, и аппарат ушел из зоны - теперь все ждут входа в зону следующего КИПа, чтобы разбираться что же происходит дальше. Я аккуратно подхожу к оператору, спрашиваю что как :) Она говорит уже подробней - "Бред какой-то.. пирозамки отстегнулись, а первая циклограмма не стартовала! Но представь - у нас с тренировок лежал пакет на такую ситуацию, именно на такую! Нас на нее натаскивали! Так что мы просто кинули этот пакет - раскрыли механику всю. Разовые команды проходят нормально КИС работает отлично... бортовая управляющая машина не включается". Увидев, что я занимаюсь неподобающим шпионажем меня аккуратно отводят в сторону, и говорят что "Пора!" Ну пора так пора - мы идем в столовую ЦУПа, на банкет по случаю успешного запуска. И все довольны. И все уверены, что такую мелочь как невключение главного бортового компьютера мы точно преодолеем - главное стабильная орбита и устойчивое питание. Я по дороге нахожу возможность оторваться и позвонить директору в Плесецк: докладываю обстановку и все что удалось разведать. У них тоже не много информации, но в этот момент вся основная работа на управленцах - так что мы в ЦУПе знаем больше, чем они на космодроме.
Принято почему-то думать, что в ЦУПе на банкете по случаю успешного запуска пьют шампанское :) Шампанского у нас не было - наука и промышленность пила преимущественно коньяк, военные и околовоенные - водку. На столе сиротливо (как дань сотрудничеству с NASA?) стоит бутылка кока-колы. К ней интереса не проявил никто - даже я пил коньяк. На этом собрании я сильно отличался своим возрастом... но когда дело доходит до тоста от имени науки, то его провозглашаю я :) Я как-то заранее не подумал о том, что это придется делать... так что говорю экспромтом: "Надо помнить, что аппарат, который мы все делаем, предназначен для познания.. для научных целей - для изучения Солнца. Поэтому я хочу поднять бокал за то, чтобы Солнце светило всем участникам этого проекта также исправно, как делало это до сих пор". Все смеются: под звон бокалов повторяется рефрен: "За Солнце!"
В СМИ не было ни слова о неисправностях аппарата. Он был "успешно выведен на расчетную орбиту" (что в целом правда), и "ведется настройка и тестирование бортовых систем" (что тоже, в общем-то правда). Первая команда сформированная мои центром была подана на аппарат 4 февраля. Мы включили магнитометр (он мог отдавать данные в центральной телеметрии аппарата) и открыли защитную крышку прибора ФОКА (с этим нельзя было медлить, так как был возможен эффект вакуумной сварки). Фактическая настройка систем с целью запуска бортовой управляющей машины шла еще две недели. Было установлено, что на двух из трех магистралей управления имеется блуждающий потенциал, который не позволяет пройти командам управления по нескольким шинам управления одновременно. В результате специалисты по бортовой управляющей машине на макете на Земле ищут условия, при которых удастся преодолеть этот блуждающий потенциал, подав сигнал который превысит его порог. Для создания таких условий потребовалось нечто невероятное - нужно было, на аппарате загнанном в тень Земли максимально увеличить потребление всего чего только можно, просадив шины питания, и в параллели с этим подать команды управления на переключение шин бортовой управляющей машины.
Бортовую машину удалось включить, а мы получили доступ в каналам управления циклограммами - последовательностями команд, записанных в цепочки в память машины. Для того, чтобы обеспечить этот результат главный специалист по управлению бортовыми системами КА фактически не покидала рабочее место в течении всех двух недель. К моменту, когда надо было включать комплекс научной аппаратуры я простыл... и сидел на работе с температурой 38С, потому что вопрос стоял так, что кроме меня не было никого кто бы мог включить эти приборы. Так получилось... Этому предшествовала целая история стечений обстоятельств... но ни в головной организации по бортовым системам, ни в головной по науке не кем было на тот момент заменить управленцев. При том, что в обеих организациях, естественно, готовили "дублеров"... И да, ни о чем этом в твиттер или фэйсбук писать нам бы никто никогда не дал. Нам было запрещено писать на новостях-космонавтики... А то не дай бог бы кто прознал, что от всей непилотируемой космонавтики у нас остались очень странные остатки. Для меня по сейчас загадка - зачем государство вкладывалось в подготовку меня, как специалиста, если я сделал систему (успешно! к ней не было ни одного замечания!) и все. Ну то есть совсем все. Я разработал эту систему, сконструировал ее, набил кучу шишек на этом пути, и нового проекта нам не дали. Я не очень понимаю зачем надо было готовить моего "дублера" по управлению, чтобы за два месяца до запуска забрать его служить в армию... И даже если у нас РКА вдруг заведет себе твиттер и фэйсбук, то они будут врать там и писать глупости, как было при запуске Фобос-Грунта.
Хотите посмотреть, как выглядят люди, которые занимаются космической НАУКОЙ, когда им не мешают? :)
Наверное тут надо написать какие-то выводы.. сказать кто виноват, что делать... или хрен знает что еще. Но я не осилю. У меня со всей моей космической деятельностью два чувства - первое - гордость. Я очень горд тем, что я делал, как делал, и что получилось. А второе - грусть... я знаю как работают люди в этой отрасли, я знаю как делятся контракты, я видел как закостенела вся эта система и что ей уже любые реформы как мертвому припарки :( Так что теперь мне остается только радоваться за коллег из SpaceX - им удалось открыть батареи, значит у них есть запас времени. Но еще больше я радуюсь за то, что они могут написать в твиттере о том, как и что у них происходит. Коммерческая компания делает космический грузовик и ракеты... десятки коммерческих компаний делают спутники. И они ведут себя в этих делах, как коммерческие компании. Мы были в космосе первыми... и вы не представляете в какой степени мы теперь отстали...
|
</> |