Взрыв на радиозаводе в Минске: самая страшная трагедия после войны

топ 100 блогов lebedinsky213.09.2021
Взрыв на радиозаводе в Минске: самая страшная трагедия после войны

По количеству погибших и масштабам разрушений трагедия на Минском радиозаводе, произошедшая в марте 1972 года, оказалась самой крупной со времен Великой Отечественной войны. По некоторым данным, тогда погибло более 100 человек. В результате проведенного расследования выяснилось, что причиной взрыва стала пыль.

Взрыв и ликвидация его последствий

Как пишет Александр Борин в своей книге «Закон и совесть», в марте 1972 года в центральных газетах страны появились небольшие заметки, сообщавшие об аварии, произошедшей в цехе футляров Минского радиозавода. Никаких подробностей в прессе опубликовано не было: упоминалось лишь о том, что в результате трагедии имеются как раненые, так и погибшие. Как впоследствии выяснилось, вечером 10 марта 1972 года в одном из зданий предприятия, где располагался футлярный цех, случился взрыв. Определить точное количество жертв в тот момент не представлялось возможным, так как многие сотрудники оказались под завалами.

Завалы разбирали несколько суток. Из-под обломков здания людей извлекали десятками. По данным белорусского журналиста Славомира Антоновича, который изучал материалы дела о взрыве на Минском радиозаводе, в аварии пострадали 250 человек, еще более 100 погибли. Число жертв возросло в том числе и потому, что вызванные на место катастрофы пожарные не знали, что предпринять. Дело в том, что происшествие подобного масштаба оказалось первым в истории Белорусской республики со времен Великой Отечественной войны. Пожарные облили завалы ледяной водой. Между тем температура воздуха в тот день держалась на отметке в -12 С. Может быть, это тоже стоило кому-то жизни.

Причины аварии

Пока разбирали завалы, в Минск прибыла комиссия из Москвы. Ее члены намерены были установить причины произошедшей трагедии. В это время по городу уже поползли самые невероятные слухи: некоторые были уверены в диверсии. Петр Машеров, Первый секретарь ЦК компартии Белоруссии, также отказывался признавать ошибки руководства. Если верить автору издания «Петр Машеров. Падение вверх», Леониду Дроздову, Машеров даже предположил, что взрыв на радиозаводе – это эхо войны. По словам руководителя республики, в неких тоннелях раньше размещались военные склады с боеприпасами, которые и могли взорваться. Об этом Машеров сказал начальнику цеха Николаю Хомиву.

Однако Николай Хомив придерживался иной версии. Он утверждал, что всему виной – несовершенная система очистки от пыли, образующейся при шлифовке футляров. Эта пыль была крайне опасной и самовозгоралась при определенной температуре. В тот мартовский день норма концентрация пыли оказалась превышена в 13 раз. Но еще задолго до аварии Хомив писал об ошибке в проекте цеха ленинградским специалистам, а в ответ получил одни отписки. Как пишет Леонид Дроздов, о том, что фильтры по очистке работают неудовлетворительно, сообщал директору Минского завода, Захаренко, и главный энергетик Замойский. Директор предложил Замойскому «не лезть в эту химию».

Наказание виновных и количество жертв

В ходе расследования слова Николая Хомива и энергетика Замойского подтвердились. Вот и в издании «Охрана труда и социальное страхование» (Профиздат, 1991 год) указано, что авария на Минском радиозаводе произошла именно из-за грубых ошибок в проекте. Хомив не зря писал в Северную столицу: именно Ленинградский институт спроектировал оборудование для завода. Под стражей оказались директор упомянутого института и некоторые сотрудники, а также директор завода Захаренко, главный инженер Куцер и начальник цеха Хомив. Всех виновных приговорили к различным срокам от одного года до трех лет: учли возраст, наличие детей и правительственных наград. Впоследствии с Николая Хомива судимость была снята.

Однако точка в этой истории не поставлена до сих пор. Дело в том, что и по сей день данные о количестве жертв взрыва на заводе в различных источниках разнятся. Так, в издании «Охрана труда и социальное страхование» говорится о 114 погибших. По подсчетам Николая Хомива, в результате аварии распрощались с жизнями 106 человек. А Василий Шарапов в своих мемуарах «Листая жизни страницы» писал: «После расчистки территории установили точное количество жертв. Их оказалось 46 человек. В спешке вырыли 48 могил, и это породило слухи о том, что власти скрывают подлинные масштабы трагедии».

Источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Активисты. Кто эти люди? Даже лень копаться в википедии. Потому что каждый активист уникален. И нечего их мешать в одной ступе с такими же уникальными ребятами. Вот есть активист. Назову его Яша. Яша помимо того что херачит на ...
Привет няши, Внезапно псто не про ЛБЗ и поэтому уже имеет право на жизнь :D Бабахнул тут я аж джва раза подряд за говнофизику картофельную, тут же вспомнил Мишины обещания новой физики движения и как долго они уже ничего дельного не могут выродить и мой БРАНДЕНБУРГ усилися. Кому интересн ...
Для тех, кому мало моих постов о кино в ЖЖ и хочется еще. "100 лет тому вперед", или И на фига? https://dzen.ru/a/ZjNy5itZvDRFDQIG "Имперская Венера" (Venere Imperiale), или Красивый фильм о красивой женщине https://dzen.ru/a/ZjOGVovNqxAOUs_X "Платформа" ( El hoyo), или ...
Ну и хрень. Извините, если кого обидела. Не, я всё понимаю насчёт рая и всякого такого, чисто теоретически, правда, поскольку человек совершенно не религиозный. Но осталось ощущение грандиозного ...
Мы все, особенно жители крупных мегаполисов, испытываем на себе негативные последствия загрязнения воздуха, воды, потребляемых некачественных продуктов питания, которые проявляются во всевозможных недомоганиях, аллергических реакциях, да и просто в удрученном состоянии. Осознание ...