ВВП 2014г. Поддержка со стороны потребительской паники и присоединенного Крыма


Распределение этого прироста по кварталам заметно сместилось в пользу конца года. Если формальное наложение 1-ой оценки ВВП-2014 на опубликованные ранее данные первых 3-х кварталов указывало на спад выпуска в конце года, что плохо вязалось с заметным приростом промышленного производства и розничного товарооборота в декабре, то теперь в конце прошлого года видим ускорение роста. Более того, из-за ажиотажа в поисках надежной «тихой гавани» для обесценивающихся сбережений в телевизорах, автомашинах и новостройках, ВВП в 4-ом квартале показал рост в невиданные на протяжении последнего президентства 3% в годовом исчислении.
В итоге ВВП с момента инаугурации вырос к концу 2014г. на целых 2.8%, что почти наверняка станет пиком для текущего «пребывания в офисе», поскольку уже по итогам 1-ого квартала 2012г. совокупный выпуск уже почти наверняка просел до уровня 1-го квартала 2015г. МЭР оценивает спад ВВП февраля в 2.3% в годовом сопоставлении, а индекс выпуска в 5 базовых видах хозяйственной деятельности сник еще больше – на 3.3%. Весьма амбициозной задачей в нынешних условиях было бы «обнуление» роста – сдача вахты в 2018г. с тем же уровнем развития экономики, на каком оно было в 2012-ом, невзирая на растущий расход ресурсов на «игры в танчики», массовые народные увеселения, трубопроводы, ведущие в никуда, и угасания побудительных мотивов к вложениям частного сектора в производство.

На всякий случай можно напомнить, что само по себе вхождение в РФ Крыма, представлявшего собой крайне отсталую провинцию даже по меркам Украины (по уровню душевого ВРП АР Крым слегка опережала Ингушетию и Чечню, но отставала от следующей за ними Калмыкии, а Севастополь занимал промежуточное положение между Дагестаном и Сев. Осетией-Аланией) приводит к снижению среднедушевого ВВП России на 1.1%. Можно также заметить, что произошедшая в 50-х-60-х годах прошлого века (а на 1/6 суши – в начале 90-х, хотя и частично) деколонизация была, помимо прочего, экономически эффективным мероприятием, поскольку обеспечила приток дешевой рабочей силы в метрополии. Удержание колоний и тем более приобретение новых в последние 100 лет не давало уже ничего, кроме оттока средств «на выравнивание уровней развития».
Любопытным моментом в статистике использования ВВП 2014 г. является вклад чистого экспорта, составивший почти 2 проц. пункта (при расширении всего ВВП, как уже было сказано на 0.6%), перекрывший негативный вклад общественных расходов и инвестиций в основной капитал (-0.5 проц. пункта) при нехарактерно слабом вкладе в ВВП потребительских расходов (0.7 проц. пункта, для сравнения в 2010-13гг. вклад потребления домохозяйств в прирост ВВП составлял в среднем 3.2 проц. пункта в год). Ускоренный рост чистого экспорта, а точнее, продолжающееся сжатие физобъёмов импорта, объясняет и внешне парадоксальную конструкцию прогноза МЭР на текущий год, в котором при сжатии оборота розницы на 8% и инвестиций в основной капитал на 13%, ожидается снижение ВВП всего на 3%.


|
</> |