
Втроянский "конь"

Сама по себе история с Троянским «конем», хотя и является очевидной интерполяцией, настолько прочно ассоциируется в сознании со взятием Трои, что на ней нельзя не остановиться. Что мог подразумевать под «деревянным конем» бард Одиссеи? Как уже отмечалось, «конями» зачастую называли корабли – так, Пенелопа говорит о них: «морские кони» (halós híppoi, Одиссея 4.708). В Одиссее, где описывается хитрость с «конем», изображается деревянная структура, без упоминания каких-либо частей тела животного – при этом многие использованные в описании выражения имеют смысл, если говорить о корабле. Троянцы «волокли коня» до акрополя, используя греческий глагол eruo, часто употреблявшийся для описания «волочения корабля по земле». Два раза использовано прилагательное кoilos «вогнутый», применявшееся и более поздними греческими авторами для описания кораблей. Durateos hippos («деревянный конь») означало «составленный из досок» (от durata – древесина, из которой делали корабли). См. http://www.veronavisita.it/?p=16346 .
В норманнской традиции, корабли часто сжигались вместе с телом усопшего короля или военачальника – и корабль («конь») мог быть подготовлен ахейцами для похорон погибшего (или притворившегося убитым) командира.

Погребение царя, рисунок Aarno Karimo
В этой связи любопытна параллель с хитростью, использованной датскими викингами при взятии в 860 году н.э. города Луни, недалеко от устья реки Магра на северо-западе Италии. В 859 году Бьорн Айронсайд и Гастинг отправились со своими викингскими флотилиями в Средиземное море, совершив набеги на Иберийское побережье и разграбив юг Франции, где их флот перезимовал, прежде чем высадиться в Италии и захватить прибрежные города Пиза и Луни. По легенде, прибыв к итальянскому Луни, викинги сообщили горожанам, что на смертном одре умирает их король Гастинг, пожелавший принять христианство и попросивший быть похороненным на священной земле городской церкви. Услышав это, жители Луни позволили небольшой группе викингов внести тело умирающего короля. Оказавшись в городских стенах, Гастинг, этот подражатель гомеровского Улисса, спрыгнул с носилок (или выскочил из своего гроба, который Рудольф Пёртнер, немецкий археолог (1912 – 2001), называет «гробом Трои»!) и вместе со своими товарищами, пронесшими с собой мечи, пробился к городским воротам, открыл их и впустил свое войско. Викинги опустошили и разграбили Луни и ушли со своим флотом, который поджидал их на берегу.
Нордические начала Илиады и Одиссеи: миграция мифа.
Феличе Винчи
|
</> |
