Второй ледокол проекта 21900М2 также будет построен за рубежом
bmpd — 21.08.2021Как сообщила газета «Коммерсантъ» в материале Яны Войцеховской и Анастасии Веденеевой «Все верфи в гости будут к нам. Ледокол для Балтики построят в Китае или в Турции» , строительством второго ледокола [проекта 21900М2] на 18 МВт для «Росморпорта» займется самарское предприятие «Нефтефлот». Источники “Ъ” отмечают, что по техническим параметрам этот завод не сможет выполнить заказ и в качестве субподрядчика будет привлечена зарубежная верфь — вероятно, китайская. Один из собеседников “Ъ” утверждает, что может быть также рассмотрен вариант со строительством данного ледокола в Турции.
Проектное изображение линейного дизель-электрического ледокола проекта 21900М2 мощностью 18 МВт (с) ФГУП «Росморпорт»
ФГУП «Росморпорт» подвело итоги конкурса по строительству второго ледокола мощностью 18 МВт (проект 21900М - [проект 21900М2. - bmpd]) ледового класса Icebreaker7 для морских портов Балтийского бассейна за 10,5 млрд руб. На тендер подана одна заявка, соответствующая начальной максимальной цене контракта, наименование организации по состоянию на 19 августа не раскрывается. Победителем конкурса источники “Ъ” называют ЗАО «Нефтефлот» (подконтрольно Сергею Фофанову), хотя фактическим исполнителем может стать иностранная верфь, подчеркивают они. Господин Фофанов от комментариев отказался. В «Росморпорте» не ответили на вопросы “Ъ”.
«Нефтефлот» расположен в Самаре и специализируется на ремонте судов, с 2010 года начал строительство танкеров и барж. Сейчас в портфеле верфи — восемь судов для ФКУ «Речводпуть», три баржи и круизные суда по заказу ГТЛК.
Согласно условиям конкурса, ледокол мощностью 18 МВт должен быть сдан в декабре 2024 года. Это уже пятая попытка «Росморпорта» найти верфь для его строительства — первая была предпринята в мае 2020 года, тогда на тендер стоимостью 7,3 млрд руб. никто не пришел.
Постепенно заказчик поднимал максимальную стоимость ледокола, пока она не достигла нынешних 10,5 млрд руб.
Источник “Ъ” в судостроительной отрасли оценивает стоимость постройки такого ледокола в 12,5–13 млрд руб., учитывая удорожание металла и запросы заказчика по оснащению судна. Он связывает отказ отечественных верфей от участия в конкурсе с их высокой загрузкой.
Иностранные верфи все чаще выигрывают конкуренцию у российских при распределении контрактов по госзаказу, помогая госведомствам укладываться в бюджеты. Так, турецкая верфь Kyzey Star Shipyard станет фактическим исполнителем контракта на строительство двух СПГ-ледоколов для «Росморпорта». В июне «Росатом» и турецкая Kyzey подписали контракт на строительство плавучего дока под атомные ледоколы стоимостью 5 млрд руб. Российские верфи не вышли на конкурс, так как готовы были взяться за проект при цене от 8,5 млрд руб. Единственным претендентом на строительство ледокола 18 МВт для Севморпути за 13,3 млрд руб. для Росморречфлота стала турецкая Sefine Shipyard.
Надежда Малышева из PortNews считает «маловероятным», что субподряд на ледокол 18 МВт уйдет в Турцию, поскольку у местных верфей практически исчерпаны построечные места. По ее мнению, более вероятным является привлечение в качестве субподрядчика китайских верфей.
Головной ледокол проекта 21900М [21900М2] сейчас строится в Гамбурге на принадлежащих «Пелле» мощностях верфи Pella Sietas. Контракт был заключен в сентябре 2019 года за 7,5 млрд руб. С этим судном, по данным “Ъ”, возникли серьезные проблемы: строительство тормозилось из-за локдауна, а сейчас на верфи, по словам собеседников “Ъ”, введена процедура внешнего управления. Как утверждают источники “Ъ”, несколько секций судна уже собраны, и пока правовых оснований для расторжения контракта нет, хотя такая возможность не исключена. Но поскольку судно уже заложено, ему присвоен номер IMO (уникальный идентификатор), остановить выполнение госконтракта невозможно: в случае расторжения контракта придется забирать корпус, перевозить его на другие площадки, что также потребует дополнительных ресурсов и повлияет на сроки, объясняют собеседники “Ъ”. По словам источника “Ъ” в «Пелле», ситуация требует «особой осторожности», решение проблем будет обсуждаться на межправительственном уровне.
Со стороны bmpd напомним, что речь идет о строительстве для ФГУП «Росморпорт» второго из двух запланированных модифицированных линейных дизель-электрических ледоколов проекта 21900М2 мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для Дальнего Востока, в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна. Три ледокола проекта 21900М для Севера ранее в 2012-2016 годах были построены на ПАО «Выборгский судостроительный завод».
Контракт на первый из двух модифицированных ледоколов проекта 21900М2 в сентябре 2019 года получило ОАО «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область), также выступив единственным участником, подавшим тогда заявку на тендер. При этом фактическое строительство этого ледокола ведется на германском предприятии «Пеллы» - судостроительном заводе Pella Sietas в Нойенфельде (район Гамбурга на южном берегу Эльбы). Судя по всему, «Пелла» взялась на строительство ледокола по заниженной контрактной цене, что и стало причиной нынешних проблем с его постройкой.
Теперь строительство второго ледокола проекта 21900М2 будет вестись турецкой или китайской верфью. Чуть ранее по такой же схеме, когда российский подрядчик выступает по сути лишь "прокладкой" для строительства ледоколов за рубежом, контракт на постройку для ФГУП «Росморпорт» двух двухтопливных ледоколов проекта 23620 на сжиженном природном газе мощностью 13 МВт получило АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (Петрозаводск) - при этом фактическая постройка ледоколов будет вестись турецкой верфью Kuzey Star Shipyard.
Представляется, что отечественные заказывающие государственные органы должны наконец прекратить ломать комедии с "конкурентноспособной" ценой и прекратить фактическое поощрение дорогостоящего импорта судов специального назначения. Надо смириться с тем, что строительство судов в гражданском секторе отечественного судостроения всегда было и будет дороже, чем за рубежом, и что долг государственных заказчиков - поддержка отечественной промышленности и отечественной экономики, даже за счет более высоких цен.