Вся правда о плате за проезд грузовиков
ternovskiy — 18.11.2015 С 15 ноября грузовики массой свыше 12 тонн платят за проезд по федеральным трассам. По этой теме нешуточные споры и протесты, DDOS атаки и поджоги офисов, различные вбросы и заказухи в прессе. Я собрал все точки зрения по основным вопросам и посмотрел, кто и зачем это делает и как всё обстоит на самом деле. Дополняйте, если есть чем.Начем сначала.
1. Зачем платить?
Сторонники нововведения утверждают:
- это справедливое распределение ответственности за наносимый дорогам ущерб
Противники:
- мы и так платим акцизы и налоги, грузовики не уничтожают дороги, это преувеличение, откуда в левой полосе на МКАДе колея?
Как и кто считал "справедливость" точно неизвестно. Есть заявление министра транспорта, где он говорит, что 56% ущерба дорогам наносят тяжелые грузовики. При этом сами они занимают всего 5% от общей массы транспортных средств. Боюсь, что формулу подсчета справедливости мы не узнаем, а если узнаем, то увидим множество спорных вариантов её расчета.
С другой стороны, сторонники заявляют, что данные об уроне дорогам - европейские. Потому и системы сбора платы с грузовиков во многих странах уже давно действуют, при чем цена вопроса там намного больше, чем в России.
Противники же парируют, что на том же МКАДе в левой полосе колея, но грузовики там не ездят. Да и вообще, какие деньги, когда у нас не дороги, а направления движения? Сделайте дороги - потом поговорим!
Если честно, я тоже не знаю, откуда в левой полосе на МКАДе колея. Очевидно только одно - от машин. Плохо ли делают дороги, из-за шипов ли, интенсивности движения или ещё чего-то - можно только гадать.
Я лично не сомневаюсь, что чем тяжелее машина, тем больше нагрузка на асфальт и всё что под ним. Система, которая работает в мире и построили у нас, когда берется плата за каждый километр движения, безусловно логична и справедлива. Сколько проехал - столько заплатил. Это уж точно лучше, чем безумный и глупый транспортный налог, вот уж где абсолютно никакой справедливости. Сейчас же за дороги в основном платят обычные автовладельцы.
В Правительстве утверждают, что тариф установлен с учетом всех налогов и акцизов, которые уже платят грузовики. Если что-то отменить, просто поднимут тариф.
Подытожить тему "Зачем платить?" я бы хотел простой мыслью - государству нужны деньги, оно нашло способ их получить. В целом тема выглядит логичной и правильной. Только при ближайшем рассмотрении оказывается много "НО".
2. Куда пойдут собранные деньги?
Сторонники:
- деньги пойдут на развитие инфраструктуры, строительство новых дорог и объектов
Противники:
- деньги разворуют, часть пустят на латание дыр, особого эффекта не будет
В Росавтодоре, куда пойдут собранные деньги (30-40 млрд рублей в год), заявляют, что в регионах уже очередь из желающих получить кусок от нового пирога под свои транспортные объекты ГЧП (Государственно-частные партнерства). Что это за объекты никто пока не знает, много ли из них глупых, переоцененных и не нужных, тоже. Деньги смешаются со всеми остальными в фонде Росавтодора и ни по какой отдельной статье не пойдут.
По уму система должна быть открытой: список объектов, профессиональная экспертиза, конкурс и общественные обсуждения. Куда и на что пойдут собранные средства и увидим ли мы "новые дороги России".
Отдельный вопрос - под какие нагрузки будут строить федеральные трассы? Раньше были под небольшие, дороги разрушались быстрее, но сейчас ввели новые стандарты, хотелось бы увидеть результат этих изменений.
Да, на обслуживание самой системы будет уходить около 10 миллиардов рублей в год. Контракт с государством заключен на ближайшие 12 лет и останавливать проект никто не будет, потому что всё построено и придется платить гигантские неустойки. Это к вопросу "давайте всё отменим".
3. Сколько платить справедливо?
Сторонники:
- от 3 рублей за км
Противники:
- 96 копеек или ноль
Это вообще темный лес. Очевидно тут одно - те, с кого собираются брать деньги, всячески доказывают, что платить надо как можно меньше. А их противники с не меньшим усердием утверждают, что платить надо как можно больше. Торг идет нешуточный, с протестами, шантажом и т.д.
Из фактов у нас только эти данные - в России самый маленький тариф в мире. При чем во много раз ниже, чем в некоторых странах Европы. Учитывая качество наших дорог, это, конечно, правильно.
4. Подорожают ли продукты и товары?
Сторонники:
- не более, чем на 1%
Противники:
- на 10-15%
Я бы на месте строителей системы или их противников уже давно бы сделал какой-то калькулятор с открытой формулой. В целом можно и так сесть посчитать.
Я как ни считал, всё равно цифры ближе к 1%. Про подорожание на 10-15% - это очередные страшилки грузоперевозчиков, один из медийных инструментов борьбы за снижение тарифа.
Очевидно тут опять же одно - что-то да подорожает обязательно. На сколько - вопрос не очевидный. Пока непонятно как скажется запуск системы на расценках грузоперевозчиков. Конкуренция усилится, в результате будет передел рынка, мелкие отвалятся, крупные останутся. Тогда на ценах это скажется ещё меньше. Правда, потом оставшиеся могут их взвинтить, воспользовавшись ситуацией. Хотя я в монополизм на этом рынке не верю, всё же слишком много на нем игроков - от 1 до 1,2 миллиона реально работающих фур, тысячи компаний. А так же не будем забывать про то, что перевозки могут перевести на РЖД.
5. Что будет с мелкими грузоперевозчиками?
Сторонники:
- появится порядок, серый рынок отомрет
Противники:
- умрет малый бизнес, останутся крупные грузоперевозчики
Грузоперевозки никак особо в России не контролируются. Взял машину, наличные за рейс и погнал. За перевес дал взятку на дороге, налоги не платишь, техническое состояние машины оставляет желать лучшего, люди загоняются до засыпания за рулем и так далее. Всё это у нас на дорогах в приличных масштабах, хотя и не в большинстве конечно.
Говорят, что при вводе системы платы за проезд серому рынку будет нанесен серьезный урон. Если это так, то ок, но почему так произойдет не совсем ясно. Возможно, те, кто как физлицо занимались незаконной предпринимательской деятельностью, владели десятками и даже сотнями фур (а такие есть и они приходят в офисы ПЛАТОНа) и уходили от уплаты налогов, попадут в поле зрения контролирующих органов и вынуждены будут выйти из тени.
Из минусов же - серьезные проблемы у частников, небольших компаний, которые менее мобильны к происходящим изменениям, в отличии от крупняка. А уж эти-то ситуацией воспользуются, не сомневаюсь.
Так же возникает вопрос - не перейдут ли грузоперевозчики на 10-тонники, что увеличит количество машин на дорогах. Со стороны это не кажется простым и выгодным действием, если вы можете обосновать обратное, напишите.
6. Почему возник протест и пугают перекрытием дорог?
Сторонники:
- это шантаж государства с целью отменить всю систему или максимально снизить цену за проезд
Противники:
- система не готова, многие пострадают
Пожалуй, это самая горячая тема. Тут всего два вопроса:
- битва обеих сторон за деньги (снижение тарифа, отмена или перенос времени ввода системы)
- реальные косяки и проблемы самой системы, из-за которой люди попали в трудное положение с учетом введения штрафов
Как ситуация выглядит сейчас? Часть грузоперевозчиков, в первую очередь мелкие, устраивают забастовки, перекрытие трасс, выдвигают свои требования. Цель простая - добиться отмены или переноса старта системы, а главное - снижения тарифа. Чем больше - тем лучше. В этой теме мы правду искать не будем, битва понятна, всё очевидно.
Вторая главная причина протестов - многие не успели зарегистрироваться в системе (и многие откладывали до последнего специально), а так же она пока глючит и тормозит, а с понедельника над людьми уже висит угроза штрафа до 450 000 рублей! Конечно, рад этому не будешь.
Виноваты в этом, на мой взгляд, обе стороны.
Строители системы не заложили изначально риски того, что люди всегда приходят в последний момент и что против них будет развернуто такое серьезное противодействие. В результате начался штурм офисов Платона. На прошлой неделе я заглянул в офис в Химках и поговорил с людьми. В пятницу офис выглядел так - толпы людей, на окнах списки с очередями, составленными вручную, в каждом сотни человек.
Люди на взводе, некоторые стоят в очереди 3-4 дня и так и не могут пройти регистрацию и пройти все необходимые процедуры.
Кто-то пробует регистрироваться через терминалы. Получается не у всех.
- Здравствуйте, вы для чего в очереди стоите?
- Пытаюсь зарегистрироваться!
- А зачем сюда-то приехали, ведь всё это можно сделать через интернет.
- Что? Да не работает там ничего! Даже тут выдает ошибку! Я уже четвертый день тут в очереди стою, вы знаете в каком мы состоянии?!
- А вы тоже регистрироваться?
- Нет, я уже зарегистрировала машины, но у меня в понедельник рейсы, мне нужно создать маршруты и оплатить их, но в личном кабинете это почему-то не работает. И что мне делать? С понедельника штраф 450 000 рублей!
Строители системы, правда, парируют тем, что сложности возникают далеко ни у всех, а сами люди всё откладывают на последний день. Мало того, некоторое время назад, главные заводилы протеста (которые знают о введении системы с самого начала и давно) рассылали всем письма, убеждая, что систему не будут запускать, не надо регистрироваться и ничего подписывать. И теперь, когда настал час Х и всё заработало, люди сами поставили себя в непростую ситуацию. Вот один из примеров, президент ассоциации перевозчиков настоятельно рекомендует не регистрироваться в системе заранее! А потом начинают кричать об очередях и сложностях.
"настоятельно рекомендую членам АСМАП до введения системы и обеспечения ее работоспособности не заключать договоры с коммерческими организациями на обслуживание в рамках Системы и не перечислять денежные средства в счет авансовых платежей."
Позже, они же рассылали обратные призывы - регестрироваться в системе (за достоверность письма ручаются в ПЛАТОНе):
Есть так же сложности с тем, что на сайте постоянно что-то меняют из-за того, что меняются правила и тарифы, всё перенастраивается заново и возникают технические проблемы при регистрации через интернет. Кроме того, обычные частники дальнобойщики люди простые и не могут со всем разобраться, пишут с ошибками в формах регистрации, в результате не могут пройти её дистанционно и приходят штурмовать офисы ПЛАТОНа.
Я попробовал пройти регистрацию сам, ввел левые данные на сайте ПЛАТОНа и попробовал создать личный кабинет. Три раза система не принимала свою же капчу.
Потом только с пятого раза получилось загрузить финальные файлы и на левую почту ушло подтверждение создания кабинета.
Итог - регистрация через интернет вроде работает, но притормаживает. Подозреваю, что внутри системы такая же ситуация, что неудивительно для подобного масштабного проекта, создаваемого с нуля.
В общем такое ощущение, что в один день в одном месте встретились все проблемы, в которых по-своему виноваты все стороны.
При этом ситуация касается в первую очередь частников и мелких перевозчиков. У крупных перевозчиков (от 50 фур) таких проблем нет, у них индивидуальные менеджеры, а регистрировать их начали в середине августа. Перед запуском системы в корпоративном офисе тихо и спокойно.
По утверждению сотрудников ПЛАТОНа, в первые 2 дня работы системы, из пришедших в офисы, 50% людей были те, кто впервые решил пройти процедуру регистрации (через интернет даже не пытались). Для того, чтобы справиться с очередями, были выделены сотрудники, которые отправляли всех уже зарегистрированных в корпоративный офис для получения бортовых устройств.
Сейчас прошли регистрацию почти все крупные перевозчики. Но и у них возникли определенные проблемы - мало зарегистрироваться, надо получить специальное бортовое устройство (если машин много, то надо ставить его, маршрутными картами удобно обслуживать до 10 фур в парке). Но устройства производили в России в сжатые сроки, а заказывали только под существующую регистрацию и заявки. Из плюсов - устройства выдают бесплатно, в отличии от других стран.
На мой взгляд это просчет строителей системы. Надо было закладывать риски того, что многие придут в последний момент. В итоге устройства постоянно подвозят к офисам, и практически сразу раздают клиентам, у которых почти не осталось времени их установить к старту системы.
Но и дальнобойщики не понимают, что бортовые устройства получать не обязательно, есть маршрутная карта, которую можно купить через сайт даже БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ. Эту возможность сделали для всех, кто не успел её пройти или не захотел.
В общем, опять всё в последний момент, отсюда и громкие заявления на прошлой неделе, о которых писали просто все СМИ, что грузоперевозчики могут не выйти в рейсы в понедельник и начнутся перебои с продуктами.
Что бы хотелось ещё отметить. В прессе куча заказух от лоббирующих снижение тарифа структур, хотя, при наличии различных проблем у строителей системы, воспользоваться этим очень просто, есть за что зацепиться и что ругать.
Депутаты разных мастей бросились "защищать" дальнобойщиков. Тут важно помнить, что депутаты никогда в жизни не отстаивают ни чьих интересов, кроме своих собственных.
Есть вполне правильное требование от грузоперевозчиков - отменить авансовую оплату проезда. Сами они получают деньги после выполнения заказа, а за проезд должны платить вперед, что и неудобно и несправедливо.
И самое главное. В этой непростой истории очень не хватает гибкости и человечности с обеих сторон. Нельзя ставить людей в положение, когда из-за технических или других проблем они не могут завтра выпустить машины в рейс из-за угрозы полумиллионных штрафов. Это просто недопустимо. Негласно есть информация, что пока штрафовать не будут, но людям это никто не говорит, потому что закон принят, постановление Правительства вступило в силу.
С другой стороны, на систему в первые дни работы была произведена DDOS атака, по сообщениям от представителей системы было около 2 млн. запросов в секунду. Атака произошла из-за того, что система ПЛАТОН ввела разовые маршрутные карты по упрощенной процедуре регистрации. Именно эта возможность стала причиной уязвимости.
Отдельная тема - поджог офиса в Тольятти. Вместо цивилизованного диалога некоторые дальнобойщики решили пойти на преступление. Боюсь, что в таком ключе диалога они не дождутся. Хорошо, что никто не пострадал, но в огне сгорело около 1 000 устройств.
Так же я лично не приветствую перекрытие дорог фурами. Этими действиями они только наживают себе врагов в виде обычных автомобилистов. Как бы они отнеслись, если бы я протестуя против чего-то, перекрыл им, спешащим куда-нибудь с грузом, дорогу? Хотите отстаивать свои интересы - делайте это без ущерба для окружающих людей.
Такая ситуация сложилась на сегодняшний день. Есть что добавить или подправить? Пишите в комментариях. Сорри, что текста получилось много, зато сразу по всем темам, в СМИ вы этого не прочитаете ;)
P.S. Да, строители системы пока демонстрируют открытость. Позвали на прошлой неделе на встречу, показали оборудование, рассказали о проекте, согласились прийти на Москва ФМ в нашу программу "Городская среда". Прислали некоторые документы и информацию со своей стороны. Рассказывают, правда, не обо всем, поэтому, пришлось поговорить с дальнобойщиками самостоятельно. В любом случае, есть возможность донести какую-то информацию до них о проблемах, предложениях и т.д. Если есть что - пишите.
Сообщество "Страна без глупостей" в ЖЖ - http://sbg.livejournal.com
Мобильное приложение для борьбы с глупостями - Android - скачивать ТУТ!
iOS - скачивать ТУТ!
_______________________________________________
Всё самое оперативное и интересное я публикую в Твиттере! Зафоловить можно нажав кнопку ниже
Мой Инстаграм - http://instagram.com/ternovskiy
|
</> |