ВСУЧИТЬ АМЕРИКЕ АЛЯСКУ
cambria_1919 — 20.12.2023Непросто было это сделать.
Только на взятки американским сенаторам ушло 165 000 долларов.
Именно такую сумму потратил российский посланник в Вашингтоне Эдуард фон Штёкль (или фон Стекль, как говорили в России, или Стекл, как говорили в Америке) на окончательное уламывание покупателей.
То есть продавцы продать хотели и торопились.
А покупатели купить – не очень.
Представители Вермонта, несмотря все на хлопоты посланника, таки проголосовали в Сенате против.
Мол, Гражданская война только что закончилось (дело было в 1867 году), расходов и без Аляски хватает.
Но со своей задачей фон Стекль справился, Аляску продал.
Приложив массу стараний:
Он даже сбыл Аляску не за 5 млн. долларов, как планировали в Петербурге первоначально, а за 7, 2 млн.
За это он получил от императора Александра II Орден Белого Орла, 25 тысяч рублей единовременно и пожизненную пенсию в 6 тысяч рублей ежегодно.
Орден Белого Орла красивый, тут весь набор в коробочке.
Ленту надо носить через плечо, звезду на груди, орденский знак с орлом - на ленте на бедре.
Или на шее, если других наград нет:
Однако несмотря на все царские почести, фон Стекль вскоре подал в отставку и отбыл за границу.
Потому что, несмотря на царскую щедрость, он был непопулярен в русском обществе.
Даже в высшем.
Где считали – вот парадокс! – что он подкуплен американцами.
Никому не понравилась продажа русской Аляски:
Не вдаваясь в споры, насколько острой была необходимость негоции фон Штёкля - и тем более в тонкости интриг тогдашних энтузиастов и противников этой продажи - попробуем понять, кто же, кроме фон Стекля, получил выгоду.
И сколько реально стоила Аляска.
Понятно, у Америки появился новый и самый большой по площади штат, и до сих пор тут ничего не изменилось:
А покупка обошлась совсем недорого.
Обычно приобретение Аляски Штатами за 7,2 млн. долларов (2 доллара за гектар) сравнивают с затратами штата Нью-Йорк в те же годы на 3-этажное здание Нью-Йоркского окружного суда, "Твидов суд":
Строительство этого здания, пусть с коррупционными скандалами, обошлось более чем в 12 млн. долларов – то есть почти вдвое дороже всей Аляски.
Которую противники сделки прозвали "сундук со льдом":
Однако и оговорённую сумму – небольшую для покупки целого штата - американцы выплачивали России со скрипом.
Так, уже вступив в права владения, целых десять месяцев Конгресс обсуждал, стоит ли вообще платить России какие-то деньги.
И не попробовать ли заплатить меньше.
Зал заседаний в Капитолии в те годы:
В качестве повода для отказа платить были использованы претензии вдовы американского авантюриста Перкинса.
Перкинс брался поставить России порох в период Крымской войны, но ничего не поставил.
Через 10 лет после войны алчная вдовушка заявила, что поставки таки были, и потребовала возместить 800 тыс. долларов.
Если удастся с России эти деньги получить, вдова обещала щедро вознаградить конгрессменов.
Как водится.
Сторонники вдовы стали пробивать выполнение её требований в счёт оплаты за Аляску.
Именно тут особенно активно подключился со своими взятками фон Стекль:
Хорошо "обработал" сенаторов - щедрее вдовы.
Проталкивал покупку Аляски и приятель фон Стекля, тогдашний госсекретарь Уильям Сьюард.
Он понимал, что лишних штатов не бывает:
Его усилия вознаграждены – на последний понедельник марта приходится День Сьюарда, официальный праздник штата Аляска.
Кстати, есть и отдельный День Аляски, 18 октября, сопровождаемый местным парадом и костюмированной реконструкцией события.
Вот так это выглядит.
Американец тут в шляпе с пером, "русский", само собой, в ushanka hat:
Так что деньги России были в конце концов выплачены.
Вот и чек на покупку Аляски:
А что же Россия?
Что она приобрела, потеряв Аляску?
И сейчас у нас полно рьяных сторонников версии, что это было крайне выгодное для России предприятие.
Аргументы?
Аргумент №1.
Мол, избавились от бесполезной земли, пребывание на которой несло одни убытки.
Плохая же земля, смотреть не на что:
В самом деле, правительство Александра II не слишком заботилось о заселении и освоении даже Сибири и Дальнего Востока.
Отношение к этим землям было совершенно как в XVI веке – "восточнее Перми очень холодно, и оттуда привозят пушнину".
Между тем американцы (тоже недалеко ушедшие от этих представлений) только за 20 первых лет владения Аляской вывезли оттуда массу мамонтовой кости и мехов:
Развернули китовый промысел, благо киты у берегов Аляски не редкость:
Добыча велась в основном из-за китового жира.
И из-за китового уса – без которого немыслимы были обязательные тогда корсеты:
В общем, за первые 20 лет обладания новым штатом Америка получила с Аляски дохода на
75, 2 млн. долларов.
И ведь это ещё не разразилась знаменитая золотая лихорадка:
И сейчас одно краболовное судно с Аляски за один выход в море зарабатывает до 400 тыс. долларов.
Вот вам и ненужная земля.
Однако прогнозировать будущее - это то, что у людей всегда получается хуже всего.
Аргумент №2.
Удержание Аляски, мол, всё равно было невозможно.
Не Америка, так Англия захватила бы её.
А так США стали большим другом России.
В самом деле, в период Крымской войны англо-французский десант пытался высадиться даже на Камчатке:
Но был отбит!
Ко времени продажи Аляски отношения с Англией и Францией уже вошли в мирные рамки.
Более того, тогда Россия чувствовала себя на Дальнем Востоке настолько уверенно, что в Гражданской войне в США поддержала северян.
Чем?
Присутствием своего флота у восточных берегов Северной Америки:
После чего англичане и французы отказались от планов интервенции в США в поддержку южан.
А ведь тогда речь шла вообще о единстве США как государства.
Благодарственный Адрес Александру II от имени американского народа в 1866 г. написал уже знаменитый тогда Марк Твен:
В Адресе говорилось:
"Америка обязана России во многих отношениях…
Только безумец может вообразить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе враждебным высказыванием или действием"…
Нет ничего более непрочного в международной политике, чем дружба и благодарность.
Аргумент №3.
И наконец, ещё один железный резон – вырученные от продажи Аляски деньги пошли на благое дел: строительство российских железных дорог.
Ещё раз: Россия за Аляску выручила 7,2 млн. долларов золотом (около 321 млн. долларов теперешних).
Или около 11 млн. рублей.
Что составило около 3% годового российского бюджета.
Не так уж много.
Продажа Аляски не была решением Совета Министров и вовсе не вызвана внутренними потребностями.
Её протолкнула и заполучила согласие самодержца небольшая кучка придворных.
Особенно усердствовал великий князь Константин Николаевич:
И его креатура министр финансов М.Х Рейтерн:
Итак, по документам Государственного казначейства "аляскинские" деньги ушли на покупку за границей оборудования для новых железных дорог.
Для Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской.
Облигация Курско-Киевской дороги:
Но ведь эти дороги строило вовсе не государство, а частные лица.
Как же и почему к ним попали деньги от продажи Аляски?
Выдающийся государственный деятель С.Ю.Витте прекрасно знал, как там всё было устроено:
Этот специфический процесс он описал так:
"…за невозможностью разместить облигации в частные руки (их раскупали неохотно - С.) правительство оставляло их за собой.
Таким образом, фактически железные дороги строились на государственные средства или средства, гарантированные государством, которое из-за этого вошло в громадные долги.
Управление же всем железнодорожным делом отдано было частным предпринимателям почти в бесконтрольное владение".
По подсчётам тогдашних экономистов, из каждого государственного рубля лишь 20 копеек шло в самом деле на строительство:
Как при этом "заботились" о рабочих, все помнят по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога" и живописи передвижников:
А 80 копеек из каждого государственного рубля шли в карман дельца.
Стоит ли удивляться, что железнодорожные магнаты были сказочно богаты.
Однако чтобы заполучить концессию на постройку дороги, нужно было потрудиться – то есть дать взятку какому-нибудь высокому лицу.
Какому?
На этой ниве орудовали (т.е. брали взятки) уже упоминавшийся министр финансов Рейтерн и великие князья.
Особенно был заметен в этом деле Николай Николаевич–старший:
Но надёжнее всего было влияние любовницы императора княжны Е.М. Долгорукой, о которой столько сладкого сюсюканья в кругах обожателей монархии:
Взятки, которые требовала эта прекрасная дама, были громадными.
"Железнодорожный король" Самуил Соломонович Поляков однажды заплатил княжне Долгорукой взятку в миллион рублей (сумма была назначена ею).
Поляков в те годы:
Деньги Поляков потратил не зря: он получил концессию на постройку очередной "железки" вопреки мнению Совета Министров.
Одна только взятка – десятая часть стоимости Аляски!
Но игра стоила свеч. Доходы с лихвой покрывали такие траты дельцов.
Однако даже видавший виды Поляков был смущён тем, что практически дал взятку самому Александру II:
Ведь именно император отменил и переиграл в пользу Полякова решение своих же министров.
По просьбе Долгорукой.
Поляков взятку дал - и император взял.
Однако вернёмся к "аляскинским" деньгам.
Кто же воспользовался ими по приведённой Витте схеме?
Кто получил тогда железнодорожные концессии и оборудование "на чрезвычайно льготных условиях" и набил карманы?
Вот эти счастливцы.
Близкий, ещё лицейский товарищ министра финансов Рейтерна барон П.Г. фон Дервиз (а Рейтерн был протеже великого князя Константина Николаевича, главного инициатора продажи Аляски - такая вот хитрая вязь) :
Получил свою долю ещё один железнодорожный магнат, К.Ф. фон Мекк (да, муж той самой Надежды Филаретовны фон Мекк, благодетельного друга Чайковского):
А ещё поучаствовал близкий родственник княжны Долгорукой С.А. Долгорукий.
Круг замкнулся.
Те, кто продавал Аляску, сами же и получили деньги за её продажу - через своих доверенных людей.
История не знает сослагательного наклонения, и потому нелепо теперь судить-рядить, что было бы, если бы…
Аляска продана, так тому и быть.
|
</> |