Встретимся в суде?

На Страстных службах прихожан призывали подписывать коллективное письмо с похвалами в адрес новосибирского митрополита Тихона. Причем текст письма и подписные листы были распечатаны на разных листах. А дата была поставлена будущая - светлый понедельник 13 апреля.
http://diak-kuraev.livejournal.com/810254.html
Оказалось, это была лишь половина программы.
Была и второе письмо, под которым также прихожане призывались ставить свои подписи всю Страстную.
Это официальное обращение в московский церковный суд по обвинению протодиакона Кураева в "досаждении" митрополиту Тихону (55 апост. правило).
Сам "досажденный"почему-то иск не подает, призывая обидеться и возбудиться за него своих прихожан (и вменяя это в обязанность подчиненным ему клирикам). Это уже стратегия: точно так же вл. Тихон призывал прихожан придти на антитеатральный митинг, но сам на него не пошел.
Идея одновременно разослать два письма очень перспективна:
Зачитать с амвона письмо с добрыми словами в адрес архипастыря еще может считаться приемлемым для атмосферы Страстной.
Но вряд ли в эти дни уместно зачитывать требование судебного разбирательства.
Это тем более неуместно, что в иске приводятся мои довольно обширные тексты, критические по отношение к митрополиту.
И опять тут та же странность, что и во многих иных современных "религиозных скандалах". Вот есть множество обычных благочестивых прихожан, которые знать не знают ни про какой интернет-блог диакона Кураева. Но епархия тщательно мониторит этот блог, выписывает из него подробные цитаты с критикой в свой адрес, собирает, распечатывает и доводит до сведения церковных масс. То есть - многократно тиражирует то зло, с которым вроде бы борется. Так было и с похабным постером из оперной постановки, так было и с мерзким парижскими карикатурами... Вот и тут: епархия разослала более 10 страниц с выписками из моего блога!
Полагаю все же, что вряд ли исковое письмо зачитывалось во ушию всего собрания. Скорее всего, о нем информировали лишь несколько доверенных прихожан. Но поскольку под двумя текстами подписи собирались одновременно, я не исключаю, что подписные листы, на которых прихожане доверчиво расписывались просто в похвалу архиерею, потом будут подшиты к судебному иску против меня. Проверить подписи невозможно, так как в этих листах указывают только ФИО и возраст, но не указывается контакт (телефон или адрес подписавшего).
Иск, однако, подается не от имени частных лиц - прихожан - а от имени "религиозных организаций" - приходов. Епархия как бы стоит в стороне, несмотря на то, что изначально это именно ее инициатива, и из ее канцелярии в Великий Понедельник пошло соответствующее инструктивное письмо. Очень модное поведение в эпоху "гибридных войн".
И знаете, что самое удивительное? - То, что мой пост про то, что на примере вл. Тихона можно видеть, как именно работает гомолобби в нашей Церкви, в иске никак не упомянут и не оспорен.
http://diak-kuraev.livejournal.com/806022.html?thread=253561222
Что ж, по воле вл. Тихона нас ждет интереснейшая интрига: судебный спор о том, можно ли лишить сана за высказанное негативное мнение о качестве образования и культуры архиерея.
Причем, поскольку сам этот архиерей на суд не придет, содержательного разговора на тему его богословской и культурной эрудиции заведомо не получится. То есть не удастся выяснить то, что описано в "Алфавитной Синтагме" (буква И, гл. 7):
"84-е правило святых Апостол говорит: кто досаждает царю или князю не по правде, - если клирик, да будет извержен. Прибавкою: не по правде правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду".
Кроме того, суду, если он будет, придется вынести прецедентное решение: каким именно епископам нельзя "досаждать".
До сей поры считалось, что речь идет о вполне определенной вертикали: клирик - и именно его правящий архиерей.
Теперь это правило предлагается распространить на епископов вообще.
Но в каких пределах? Только на живых или на покойных тоже? Если да, то церковную историю историю как предмет можно прикрывать. Если же только на живых, то в каких территориальных пределах: клирик РПЦ не имеет права "досаждать" только епископам РПЦ, или же он должен воздерживаться от оценок личностных качеств всех вообще епископов мира? Будут ли тогда привлекать к суду тех московских клириков и мирян, которые несут по всем кочкам "автокефалистскую группу" епископата УПЦ МП?
Будет интересно. Хотя вопрос о внутренней культуре епископа, который на Страстной понуждает свои клириков и прихожан подписывать иски в церковный суд, мне кажется ясным и вне всяких судебных прений.
(у меня информация об этом исковом письме тоже была еще на Страстной, но я решил все же не оглашать ее хотя бы до Пасхи).
|
</> |