Вспомнить все
lady_tiana — 02.12.2025
Не так давно в дружественном журнале мы говорили о советских прачечных самообслуживания, и тут дорогое МРЗД мне как раз подогнало картинку на эту тему. В моем детстве у нас за домом была почти такая же прачечная-химчистка, мы с родителями туда часто ходили, особенно когда надо было стирать постельное белье и полотенца.
Сдавать начали позже, когда бюджет стал посвободнее. А в начале семидесятых у родителей с деньгами было довольно туго, поэтому прачечная самообслуживания оказалась удачным компромиссом, чтобы не мучиться дома с полуавтоматической машинкой и развешанными по всей кухне простынями.
И, разглядывая фото ниже, я поняла, что уже не помню всех подробностей процесса. Зато кое-что внезапно всплыло само собой.

Помню, что в монетоприемник нужно было вставлять пятидесятикопеечную монету, причем обычную, юбилейные не годились. Поэтому полтиннички дома обычно копили отдельно для прачечной и автоматов с разливным подсолнечным маслом. Если монет не было, бумажные деньги можно было разменять прямо не месте, чем, собственно, и занимаются люди на заднем плане, насколько я понимаю.
Порошок можно было принести свой, если хотелось стирать чем-то особенным, а можно было зачерпнуть из общественного мешка специальным стаканчиком. Вон они на машинках стоят.
А что наливали с помощью кувшинов? Хлорный отбеливатель? Другое мне в голову не приходит. Оптических отбеливателей и смягчителей тканей тогда еще в СССР не существовало, жидких средств для стирки тоже. Коллеги, кто помнит такие детали? Или это кувшин для крахмального раствора?

Когда стирка заканчивалась, мокрое белье надо было выгрузить в пластиковую корзину, перенести в центрифугу для отжима, а потом либо перегрузить в сушильную машину (за отдельную плату), либо гладить с помощью пресса или каландра. Вот тут второй человек был просто незаменим, потому что в одиночку расправить мокрое тяжелое белье, чтобы оно не заложилось складками, было крайне сложно, а с каландром и вовсе невозможно.
За глажку надо было опускать в машину по 15 копеек одной монеткой. Если я ничего не путаю, это была стоимость не то 10, не то 15 минут, поэтому надо было постараться каждый отрезок времени использовать максимально рационально. А это было не всегда просто, потому что толстые швы и махровые полотенца зачастую не желали быстро сохнуть. И тут надо было решать, либо «прогонять» предмет по второму кругу с риском, что хорошо просушенные на первом прогоне места подгорят, либо оставить все как есть и досушить дома на спинке стула.

Каландры выглядели примерно вот так, и с ними главная хитрость была в том, чтобы равномерно расправить полотенце или пододеяльник в самом начале, чтобы они не сбились при прокручивании и не заблокировали вал.
А прессы почему-то были устроены так, что в момент окончания сушки поворачивались на 180 градусов, поэтому раскладывал мокрое один человек, а снимал проглаженное и высушенное второй. Ну или надо было в одиночку быстро-быстро бегать между двумя сторонами.
С прессами главная засада заключалась в пуговицах. Советские наволочки зачастую застегивались на пуговицы из не очень стойкого пластика. При нагревании они начинали плавиться и прилипали к металлической поверхности пресса. Так что потом приходилось повозиться, чтобы оторвать такую прилипшую наволочку от девайса, а сама пуговица превращалась в бесформенный блинчик с острыми краями, и было непросто заменить ее на новую.
Что я еще упустила? И как этот процесс выглядел там, где жили вы? К слову, две верхние фотографии были сделаны в Черемушках, в комбинате бытового обслуживания «Чайка» в середине семидесятых. Эти типрвые прачечные-химчиистки все тогда были «Чайками», по крайней мере, в Москве.
|
|
</> |
Инспектор ПДН и школа давят на ребенка: законно ли это и как защитить сына в 2026 году?
Как это было. Указ Ельцина «О свободе торговли»
Эпоха — газетной строкой. Как один вятский губернатор боролся с поднятием цен
Как мой блог описала ии
Плохой голос
Ролевая модель сердечной семьи
Ákom-Bákom
САРАТОВЧАТА 9

