"всегда у них треш какой-то в победителях"
kunst-camera — 27.01.2013В прошлом году эта фотосерия взяла первый приз на “World Press Photo” в категории «искусство и развлечения». Согласитесь, первое место на таком авторитетном конкурсе кое-что значит.
Но когда я выложил этот кадр в сообществе «Фотопроекта» на фэйсбуке, он стал антирекордом по количеству «лайков», реакция сообщества была почти нулевой.
Надо сказать, что аудитория «Фотопроекта» – это не просто люди с улицы, далёкие от фотографии, нет, это студенты фотошколы и люди, так или иначе к фотографии причастные. Попытаюсь разобраться, в чём дело.
Марика Бажур поет песню «Курю» в ресторане «Евразия»
Дмитрий Бум поет "Диги Диги" в
ресторане «Лилия»
Саша Савчук поет "Ну вот и все", ресторан «Радуга»
Ольга Байшева поёт "Потеряла я колечко" в ресторане "Идиллия".
Алексей Калинин и Любовь Корниенко поют "Отпусти", кафе "Юг"
Тигран Тараздарян поёт "Без тебя", ресторан "Славянский дворик"
Наталья Аракельян поет «Курю» в ресторане «Одиссея»
Что сделал голландский фотограф Хорнстра? Он снял то, что мог
бы снять чуть ли не каждый из нас. Он просто ходил по прибрежным
кафе, ресторанам и шашлычным курортной зоны и снимал певцов,
которые в этих кафе работают для лучшего пищеварения публики. Таких
иногда презрительно называют «ресторанные лабухи», и они наверняка
знакомы всем, кто хоть раз был на наших
курортах. Ничего «высокохудожественного» в
фотографиях Хорнстры нет – он всех их снял просто, беспристрастно,
фронтально, без каких либо изысков – на фото просто человек в
декорациях ресторанной сцены или того уголка в кафе, который
отведён музыканту. Любой из нас мог снять эту
серию, хоть на мыльницу. Но мы – не снимаем. А приезжий голландец
снял и сделал из этого цельную и осмысленную серию, которая
победила на престижном конкурсе WPP.
Конечно же, не всё так просто – Хорнстра не просто мимо проходил, отдыхал в Сочи и зашёл поснимать ресторанных певцов. Фотограф до этой серии уже четыре года подряд регулярно приезжал и снимал в Сочи, и эта ресторанная съёмка – проект абсолютно продуманный. И не на мыльницу. А что видит наш зритель? Он не видит в этой фотографии ничего, что он привык считать красивым или художественным. Ничего, что он сам бы счёл достойным фотосъёмки. Он видит только привычное – аляпистые стены приморских ресторанов, псевдороскошный интерьер, всё это наше, родное, привычное. Мы – привыкли, мы не замечаем все эти нелепости нашего бытия, которые бросаются в глаза иностранному фотографу. Может быть, мы даже подозреваем, что всё это – бесвкусица, что в этом есть что-то смешное и странное… Но нам сложно дистанцироваться, посмотреть на всё это со стороны и с иронией – ведь сложно относиться с иронией к самому себе. А кроме этого, мы привыкли, что хорошая фотография должна быть какой-то очень «художественной», выразительной или сделанной на каком-то недоступном простому смертному техническом уровне – а тут что? «Да я и сам так сниму» - думает наш русский зритель. И не понимает, за что Хорнстре дали WPP.
Серия появлялась на русских сайтах, вот несколько характерных комментариев:
"Пойти унитазы в общественных туалетах
поснимать штоле? Мож тоже 1-е место где дадут…"
"Не могу поверить, что она заняла первое место. А кто в жюри
сидел, и куда он смотрел? Наверное было много водки?:)…"
"какие же остальные были работы участников конкурса,
если эта “шляпа” заняла первое место?!"
"всегда у них треш какой-то в победителях"
И это очень показательно: мы до сих пор полагаем, что объектом фотографии должно быть что-то красивое, зрелищное, удивительное. А вот такая неброская документалистика остаётся для нашего зрителя искренне непонятной. Фотография здесь выполняет роль зеркала, причём беспристрастного и просто отражающего – но мы в такое зеркало всматриваться не хотим. Даже больше того – когда фотограф ничего не приукрашивает и не очерняет, а просто фиксирует – именно такие кадры часто называют чернухой.
И если отвечать на вопрос «за что здесь первое место?», то я отвечу так: за то, что Хорнстра в этой серии нашёл очень удачный способ показать то важное, общее, что (хотим мы этого или нет) в нашей массовой культуре присутствует. Через вроде бы незаметные мелочи, через детали интерьеров, через лица этих певцов, через названия песен и даже через названия ресторанов показан тот самый пресловутый «менталитет», сделан портрет общества. Узнаёте?
|
</> |