Все включены, или как в Москве работает инклюзивное образование


Первым делом замглавы департамента рассказала о недавних нововведениях, которые появились благодаря новому закону об образовании. Впервые закон включает такое понятие как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Также у родителей появился выбор отдавать своего ребенка в специальную коррекционную школу или в обычную общеобразовательную. Первом делом нужно обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где выдают специальное заключение-рекомендацию, на основе которой школа предоставляет особые образовательные условия. Но последнее при выборе школы остается за родителями. Кстати, у ПМПК теперь есть мобильные бригады специалистов (психологов, медиков, социальных педагогов), которые по заявлению родителей могут приехать в образовательную организацию. То есть уже не обязательно ехать в другой район, выкраивать специальное время. Да и записаться на комиссию можно по телефону или через интернет.
Васильева рассказала, что уже 400 из 720 московских школ работают в рамках инклюзии. Официальная статистика насчитала порядка 16 000 детей с инвалидностью и 21 000 детей с ОВЗ в московских школах – это в среднем 1-2 ребенка на класс.
При этом с инклюзией сохраняются определенные проблемы. Большинство учителей получали образование по советским стандартам, без изучения коррекционной педагогики. Преподавать ее с первого курса в специализированных вузах начали только 3 года назад. Чтобы решить этот вопрос, все учителя проходят курсы повышения квалификации на базе магистратуры в московских педагогических вузах. Учителей обучают на бюджетной основе. В этом году около 700 бюджетных мест открыли в Московском городском педагогическом университете. В Москве 50% всех учителей такие курсы прошли уже к прошлому учебному году.
Образование для детей с ОВЗ изменилось во многом благодаря новому оборудованию. 20 лет назад слабовидящего ребенка просто сажали на первую парту, а сегодня в классах установлены электронные доски, на которых можно легко увеличить шрифт. Во многих школах учебники заменили удобными планшетами. Вроде бы это мелочи, но такие мелочи как раз и создают условия для равного образования.

Васильева отметила, что многие родители настороженно относятся к совместному обучению детей с ОВЗ и так называемых «обычных детей» (или, как их называют в педагогической среде, «детей с безграничными возможностями»). Возможно, это потому что инвалиды в нашей стране были традиционно спрятаны. Но уже сегодня учителя отмечают, что дети стали более толерантными. И это не может не радовать, ведь именно со школы начинается любое общество.
|
</> |