Все-таки коротко о Сосноре и премии
oleg_jurjew — 16.04.2011 Ох, не до того мне, собственно говоря, но все-таки, коротко... Уж больно силен оказался взвыв умиления и энтузиазма по поводу присуждения Виктору Александровичу Сосноре премии "Поэт".Самое необходимое:
нельзя не быть раду и даже счастливу через то известие, что кусок электрических денег (они еще электрические — или уже нанометрические?) существенно облегчит жизнь замечательному русскому поэту Виктору Александровичу Сосноре — жизнь, отмеченную великими удачами, но и великими несчастьями, в том числе и в самое последнее время.
Но вот вскрики и всхлипы насчет того что "достоен", "удостоен", "молодцы-жюри!", не говоря уже о покупке на голубом глазу самообозначений типа "общенациональная поэтическая премия", "главная поэтическая премия" и т. п., и так далее демонстрируют огорчительную бессознательность хороших людей, которым, видимо, можно впарить всё что угодно.
Премия "Поэт" имеет не больше силы высказывания о значении, значительности, значимости любого из своих лауреатов, чем какая-нибудь премия им. Г. Григорьева, хотя разница, конечно, существует — последняя является попыткой ленинградской литературной гопоты соорганизоваться вокруг своих облеванных знамен, а первая есть мероприятие по приданию себе важности группы престарелых советских журнальных функционеров либерального (по старинной советской классификации) направления. Конечно, формы у этого мероприятия сильно пристойнее и принять премию "Поэт" не бесчестье, но "чести" никакой она принести не может. Если, конечно, не считать, что чем больше денег, тем больше чести.
Вообще: никакая литературная премия в России (и за очень малыми и очень частными исключениями никакая литературная премия из известных мне за рубежом, включая сюда и совсем уж пародийную Нобелевскую, разумеется) не несет никакого содержательного высказывания, не может быть выдана "по заслугам", не может никого "удостоить" и т. д. В лучшем случае, какой-нибудь удачно выбранный лауреат может "удостоить", "приподнять" какую-либо сильно залопухавшуюся в последнее время премию, нуждающуюся в срочном приливе "символического капитала" — как это было в недавнем случае вручения Премии Андрея Белого С. Г. Стратановскому — премия несколько обновила таким образом свой инициальный миф, что она-де ведет свое происхождение из ленинградской неофициальной культуры 70-80 гг., хотя на самом деле она ведет свое происхождение из банкетно-фуршетной культуры 90-х гг.
Но премия "Поэт" не может даже "украситься" именем Сосноры, она все равно останется тем, чем является: "игрой в <�назначаемые> классики" — игрой людей, в сущности очень литературно и идеологически ограниченных, живущих даже не в 80-х, а в 70-х годах. Кто нуждается в доказательствах, благоволит обратиться к недавней стенограмме дискуссии по поводу "дел премиальных", произошедшей в редакции журнала "Звезда". Если кто не видит в уровне — не дискуссии даже самой, там есть забавные и во многих смыслах интересные и показательные выступления (особенно рекомендую ядовитые вбросы Андрея Арьева и упорные "стою-и-не-могу-иначе" Елены Невзглядовой), а в уровне привезенной из Москвы на показ системы представлений, системы человеческих и литературных координат, положенных в основу всей этой затеи — ничего особенного, тому уже ничем не поможешь, пусть живет в этом мире и радуется, доказывать и убеждать не буду. А потом огорчается, когда какую-нибудь следующую премию "Поэт" присудят... ну не знаю... Андрею Дементьеву. Или Быкову. Или Драгомощенко, для неожиданности. Или Окуджаве посмертно. Или Тютькину, как бы выразился какой-нибудь сардонический провинциальный публицист.
Но подумайте сами, кто может:
если принимать всё это даже на крошечку всерьез, то что же тогда получается:
В. А. Соснора — "Поэт", как и... не будем называть имен... ну или хотя бы парочку назовем для порядка — как Олеся Николаева, разливающая Бродского в бутылки из-под лампадного масла, или Тимур Кибиров, некогда раздольный певец эстрадного центона, а сейчас переводчик с невидимого подстрочника какой-то душеспасительной чепухи, даже не смешной. Если воспринимать это всерьез, как высказывание, то это, пожалуй, будет даже звучать преднамеренным оскорблением Виктора Александровича Сосноры.
Если Соснора — Поэт, то никто больше не Поэт. Премию нужно было открыть, дать ему и закрыть. А если ... — Поэт, то Соснора — не знаю кто, гонщик!
Если мы своими эйфорическими кивками признаем "право" премии "Поэт" вводить в "Пантеон", то мы создаем себе проблему с будущим вводом в "Пантеон" поэта Тютькина, которого несомненно туда введут. (Тютькин — это Х, подставьте себе сами самое страшное и стыдное с вашей точки зрения.)
Ведясь на восторги по поводу присуждения многих чужих денег "достойному", мы ведемся на признание права этих людей судить и присуждать. А такого права лично я не признаю ни за ленинградско-московской гопотой, ни за московско-ленинградским "порядочными людьми".
А за Соснору, конечно же, очень рад! И был бы рад, если бы он выиграл в "Спортлото". Или нашел на улице.
Это всё, разумеется, с моей личной точки зрения. Но никакой другой точки зрения у меня нет и иметь я ее не собираюсь. Убеждать, повторюсь, никого не буду, впрочем, этим я и вообще никогда не занимаюсь — я только высказываю свое личное мнение. Если оно будет кому-то полезно при формировании, уточнении, пересмотре собственного суждения — буду очень рад. Нет — меня это не огорчает. Но дискуссий никаких вести не буду, заранее предупреждаю.
|
</> |