Все не виноватые. Простое решение проклятых вопросов

« Живо представил себе повесть или драму, в которой
нет злых, дурных, все добрые для себя и все не
виноватые.»
Л.Н.Толстой. «Дневник» 9 мая 1909
год.
Л.Н.Толстой решил для себя один из проклятых вопросов:
«Кто виноват?»
Отсюда у Л.Н.Толстого следует вывод: «Что
делать?»,- разъяснять словами людям, что они
заблуждаются.
Что делать, если словами не удается разъяснить,
Л.Н.Толстой толком не объясняет.
Он только лишь объясняет в одной из своих
дневниковых записей, что можно поднять руки и дать себя ограбить
или побить, не переставая, разумеется, втолковывать этим неразумным
людям, как они себя не хорошо ведут.
«Самоуверенность не знающая предела», - так Л.Н.Толстой
говорил о своем сыне, Андрее. То же самое хочется иногда сказать и
о нем самом, как например, в данном случае. Не так уж часто ему
удавалось, что ни будь объяснить даже своим
родным.
Я, конечно, придрался к человеку, который своим умом
пытается жить, который все понимает сам не хуже меня. Все понимает
и пробует своими словами так или иначе свое понимание
выразить.
Но в принципе, я с ним согласен, Л.Н.Толстой так все
свои романы и пишет. Точно так же и я стараюсь свои пьески писать:
нет хороших людей, нет злых,- есть интересы, обстоятельства, в
которых разные люди ведут себя по – разному, в соответствии со
своим собственным пониманием этих своих обстоятельств и
интересов.
Иногда эти интересы пересекаются так, что людям
становится невозможно какие – то компромиссные решения находить.
Волей, неволей люди начинают друг другу вредить.
Я человек в целом самодостаточный, я всегда
выступаю за компромиссы. С возрастом, мне все чаще и чаще удается
их все - таки находить. Так и должно быть, у человека, который
своим умом старается жить, которому самостоятельный образ жизни
удается вести.
Жизненно важных интересов, которыми нельзя было бы
поступиться у меня не так уж и много. Но и без умения постоять за
себя, за свои собственные интересы любой компромисс вряд ли будет
разумным.
Л.Н.Толстой был настолько хорошо развит
физически, что мог позволить себе быть как угодно добрым. Потому
что, понятно было, что такой человек может, в конце концов, и
случайно вспылить.
Да и положение в обществе, в силу своего происхождения
и успехов в литературной деятельности он заслужил себе такое, что
безнаказанно задеть его личность уже ни у кого - бы не
получилось.
После таких успехов можно позволить себе быть как
угодно добрым и преподавать любое нравственное
учение.