все говорят - канон, канон...

Поговорив с одной новой френдессой, решила собрать здесь в кучку необходимые общие соображения о том, как появляются и исчезают в истории церковного искусства типы и изводы, условно называемые каноническими. Надеюсь, что постоянные читатели уже знают, что канонический – это не тот, о котором однажды специально записано в специальную толстую книгу (нету такой книги!), а просто такой, который, однажды возникнув, продержался в истории церковного искусства сколько-нибудь приличный отрезок времени и не угодил под какой-нибудь соборный запрет. Или такой, который уже при своем появлении был утверждён Церковью в лице высшей иерархии (например, для икон новоканонизированных святых).
Итак, как может действовать этот механизм «появился-прижился-исчез»?
Иконографический тип появляется на свет в искусстве того или иного региона одним из следующих способов:
- Он придуман заказчиком-богословом или самим богословствующим художником (ясное дело, никогда не на пустом месте, а на базе уже наработанного местной сакральной культурой)
- Позаимствован из другого региона, где он уже появился
- Получен чудесным путем (явленный или нерукотворный образ)
- Представляет собой «регистрацию»
видЕния.
Теперь – почему такой-то тип (извод), появившись, остаётся в церковном обиходе, приживается. Это может произойти потому, что этот тип (извод) обладает хотя бы одним из перечисленных качеств:
- Богословски правилен и представляет собой хорошую базу для собственно художественной выразительности (обязательно оба качества вместе)
- Политически актуален
- Полезен в быту
- Является
чудотворным.
Могут быть и два качества зараз, и теоретически даже все четыре.
И, наконец, почему появившийся (а иногда и довольно прочно прижившийся) иконографический тип исчезает из обихода. Это случается, когда он:
- Не проявляет себя как
чудотворный
- Теряет бытовую актуальность (редко, но
бывает)
- Теряет политическую актуальность
- Сомнителен с богословской и/или
образной точки зрения. Обычно, кстати, имеет место именно второе:
мысль хороша, а кунштюк для её передачи плохо придуман.
Этот пункт можно подразделить на три подпункта
:
б) запрещается устным распоряжением священноначалия,
в) выходит из моды сам по себе, как в первых трёх случаях, нередко – будучи вытеснен другой, лучшей выдумкой.
Вот, вроде ничего не
забыла, а если забыла - просьба напомнить.
Так что если кого волнует некий конкретный сакральный сюжет,
история его бытования в таком-то регионе (у френдессы шла речь
о португальских
статуях кормящей
грудью и беременной Богородицы) – можно брать схемку и пытаться
анализировать, собрав необходимую пачку документов. Всего и
делов-то.
|
</> |