Все дороги ведут
ibigdan — 01.08.2021 Известные факты: римляне построили 80 000 километров главных дорог с каменным покрытием, при этом расстояние между крайними точками главной дороги, никогда не превышало 5000 км. Всего же в империи было построено 400 000 километров дорог.Также регулярно можно прочитать текст вида: "...римские дороги стоят уже 2000 лет и им ничего не происходит, а у нас сейчас построить не могут, тогда порядок был, а не то что сейчас..."
Ну что же давайте разберемся что и как на самом деле.
"...им ничего не происходит..." - на самом деле их ремонтируют. Их ремонтировали во времена Рима, их ремонтировали при закате империи, а в средневековье множество их них перестроили практически с нуля, и сейчас время от времени их ремонтируют. В свое время и египтяне говорили что "Мир боится времени, а время боится пирамид", но в итоге дошли до нас далеко не все пирамиды, и не в том виде в котором они строились.
Также стоит понимать что "не все йогурты одинаково полезны", а именно что основная масса дорог была грунтовыми, а сохранились только самые лучшие и востребованные участки, то есть мы имеем дело с классической "Ошибкой выжившего" - разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе объектов («выжившим») данных много, а по другой («погибшим») — практически нет. В результате исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и упускают из вида, что не менее важная информация скрывается среди «погибших». Говоря проще - грунтовка, пусть даже самая древняя не производит впечатление, в отличие от красивой, каменной дороги, и то что на самом деле таких дорог было не так много (80 000 километров из всех 400 000 километров римских дорог), теряется за общим впечатлением.
"...сейчас так не могут..." - и снова таки, нужно понимать что римские дороги, в первую очередь строились для армии. И по хорошему, что бы осознать истинные затраты и их важность, представьте что сейчас бы, на их строительство шла часть военного бюджета, а так же бюджет развития инфраструктуры ну и все деньги которые затрачиваются на общественный транспорт. Представили? Правильно, и я нет.
"...тогда порядок был а не то что сейчас..." - истории коррупции в Римской Империи можно посвящать отдельные книги. Махинации на стоимости зерна, воровство на денежном довольствии легионов, поставка некачественных продуктов в армию, закупки снаряжения и амуниции у "своих" поставщиков, и конечно же "распилы" на строительстве дорог. Откопать ров под тело дороги, глубиной 30 сантиметров, взять деньги как за 60, по документам привезти камень из римских каменоломень с доставкой в Галлию, а по факту взять речной из ближайшего ручья - неужели вы думаете что это только вчера придумали?))) Дороги были крайне разного качества, просто сохранились только лучшие.
Ну и ещё пример. Длительное время римляне строили дороги максимально прямыми. Если на пути строительства был холм - его срывали. Река? Строили мост. Долины, взгорья, ничего не могло заставить изменить направление дороги, ровно до того момента пока римляне не поняли что прямая дорога это конечно хорошо, но лишние пару километров в обход долины, утомляют войска гораздо меньше чем затяжной спуск и следующий за ним, не менее затяжной подъем.
Такие дела.
Автор: Иван Костенко
Вы можете поддержать выход таких постов, подписавшись на его Patreon.
Тем более что все собранные деньги все равно пойдут на специальные вещи, для специальных ребят в нашей армии.
|
</> |