Временность как проблема?

топ 100 блогов ru_zados — 08.07.2010 Временность как проблема?

Очень часто можно слышать «это не надолго», как упрёк в отношении добровольных сегрегаций: «они не бывают долговечными», «вам быстро надоест, вы перессоритесь и все вернетесь на свои прежние места, если, конечно, они не будут заняты», «всё это временно и непрочно» и т.п. Спросим себя: откуда эта устойчивая связь между «долговременным» и «хорошим» в нашем сознании? Где КОРНИ этого, всем с детства известного,  культа постоянства, неизменности и стабильности? «Таково сознание людей» это метафизический и потому бессмысленный ответ.  В высших мирах, во вселенных совершенных и потому бесплотных истин всё вечно и нам всем нужно стремиться к тому же? Чем дольше что-то тянется, тем сильнее принято это уважать?

Слово «корни» тут очень кстати. Именно аграрная цивилизация с её фатальной необходимостью оседлости и участия в повторяющемся годовом хозяйственном цикле, регулярной, в одно и то же время, ирригацией и фиксированной собственностью на землю – создала этот психологический спрос на неизменное, который так глубоко сидит в нас. Мы все крестьяне в этом смысле, за редким исключением. Неизменное = сытость. Там, где разливается Нил, матыжат землю по весне и гонят стада через кольцо заранее известных пастбищ. Альтернативное сознание группы охотников, которые движутся по миру, временно останавливаясь в разных местах, было подавлено, демонизировано и забыто. Они никогда не знали, кто завтра попадет в их сети и кто встретится им на пути. Всё, что было у этих номадов, было «временным» и это не расстраивало этих творческих экспериментаторов. Они любили новое и временное. Такой тип психики был демонизирован победившим аграрно-авторитарным миром как легкомысленный, самоубийственный и порочный вариант «попрыгуньи – стрекозы» и «перекати-поля».    Между тем,   община никому не обязана существовать вечно (или какой-то «приличный срок»), ибо она не сдает зерно барину и жрецу и она не реалити-шоу, которое приносит кому-то доход. Она существует для своих  участников, как новая общность, дающая людям то, чего они не смогли найти в большом обществе,  а вовсе не для кого-то ещё: не для лидера, не для бога, не для примера правильной жизни, адресованного остальному человечеству. Поэтому община может существовать «временно», пока она кому-то нужна, не стесняясь этой «временности» и спокойно соглашаясь с ней. Именно эта «временность»,  синоним «хрупкости», ощущалась как нечто, требующее оправдания, в древних формах добровольных сегрегаций. Это одна из причин  апокалипсичности общин: да, наша община не навсегда, она хрупка, и потому нам остается думать, что и весь остальной мир скоро кончится вместе с ней. Такой ход мысли перешел даже к утопистам, мечтавшим изменить всё общество целиком. Кампанелла планировал переход целой страны к мистическому коммунизму постольку, поскольку настают последние времена и скоро все услышат ангельские трубы финального суда над людьми. Анабаптисты Мюнстера отказались от личной собственности и отменили замки на дверях по той же самой причине – наступал апокалипсис. Осознавая свою «временность» как грех, община наделяет этой «временностью» и остальное, большое общество, как бы возвращает назад упрёк: мы обособились и сегрегировались перед концом света, тотальной войной, упразднением прежней цивилизации, вот наше оправдание. Община рассматривает себя как чрезвычайный режим выживания последних времен. Зачаточным опытом современной автономной общины может быть просто временный палаточный лагерь. И никакого апокалипсиса.  

Другая форма того же упрёка относится к конкретным участникам сегрегации: «ты просто туда съездишь и вернешься», «тебе хватит пары дней… недель… месяцев… лет».   И тут тоже неясно, почему долговременность – позитивный показатель? Только потому, что в большом обществе кто-то займет твоё место и ты отстанешь в общей гонке?  Но захочешь ли ты вернуться на то же самое место и участвовать в той же гонке за тот же приз, вернувшись в большое общество с новым опытом социального инобытия? Возможно, тебе нужен именно и только день, неделя, месяц или год в общине, чтобы получить особый опыт и потом вернуться в большое общество, либо, чтобы переместиться в другую общину или, наконец, чтобы  создать новую, ещё не имеющую аналогов, добровольную сегрегацию с более подходящими тебе правилами. В большинстве современных автономных общин, даже в монастырях, кроме постоянных жителей есть сезонные.

 

 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
16 апреля 2023 года Опубликованы две новые фотографии принцессы Элеоноры Бельгийской по случаю ее 15-летия. Фотографии были сделаны Басом Богертсом в садах Королевского дворца Лакен. Элеонора Фабиола Виктория Анна Мария родилась 16 апреля 2008 года.Она была крещена 14 июня 2008 ...
...
Спасаясь от жары и гари за городом, я не могла пропустить такую интересную выставку, хотя выставка и профессиональная. Но для любопытствующих типа меня - это еще и возможность посмотреть на лошадей на расстояние вытянутой руки и увидеть ...
Век живи - век учись. Комментаторы меня просветили: оказывается, киянка - это деревянный молоток. А я всю жизнь думала, что это киевлянка. Также никогда не приходило в голову сопоставить, что на древнерусском «кий» - это дубина. Отсюда же бильярдный кий. И одного корня с ними ...
Пошарил я по просторам нашего родного энторнета и понял, что про travel-фотографию там ничего практически и нет. То есть есть какие-то обрывки, ссылки на какие-то мастер-классы, но конкретики - никакой. Мастер-классы - это, конечно, хорошо, но за них надо платить, да и не ...