ВРЕМЕНА Времена не выбирают, В них живут и

ВРЕМЕНА
Времена не выбирают,
В них живут и умирают
Жизнь моя приближается к естественному концу. Это я пишу не с целью пококетничать, а затем, чтобы обосновать своё утверждение о том, что мне доводилось видеть и жить в весьма разных временах. В прекрасных, ужасных, страшных, весёлых временах. Каждое время не воспринималось как ужас-ужас-ужас, по крайней мере во время проживания в этом времени. Ко временам привыкаешь, вживаешься в них, узнаёшь постепенно правила общежития и писанные с неписанными законы. И после этого становится вполне можно жить. Это потом, при взгляде извне, время кажется ужасным и невозможным для жизни. Это не так, за редким исключением, вроде блокадного Ленинграда, и видимо, нынешней Украины, во всех временах можно довольно уютно устроиться и жить себе, поживать. А ощущения душноты испытывают люди, желающие странного. Такие бывают во всех временах и во все времена.
Итак, какие времена, из прожитых мной, мне запомнились?
Маленькое предисловие: из-за линейно-счётного восприятия времени, из-за привычки к десятичной системе счёта его, у меня времена бьются на десятилетия. Не всегда, правда, начало очередного этапа, смена цвета очередного времени, приходится ровно на первый год десятилетия. Иногда и само «время» занимает более десяти лет. Как пример – эпоха «Дорогого Леонида Ильича». Хотя и она чётко делится на кусочек из шестидесятых, на семидесятые, олимпиаду и послеолимпийское время. Вернее, время после начала афганской войны.
Итак:
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ
Десятилетие, когда я родился, и из которых у меня в памяти сохранились отдельные кадры. Семья, детство, мама, папа, детский сад…
А вообще, времена были интересные. Это и Космос, к которому люди относились очень серьёзно, и Физика, к которой относились ещё серьёзней. Иллюстрация – фильм «Девять дней одного года». Физика воспринималась прорывной наукой, которая в первую очередь изменяла жизнь, и вообще могла эту жизнь прихлопнуть атомным тапком. Времена были, по рассказам молодых родителей, довольно либеральные, «болтливые». Болтали как кухонные интеллигенты, так и пьяные генсеки с трибуны. Имеется ввиду Никита Сергеевич, и его речи, слушать которые неоднократно сгоняли студентов МГУ. Отец говорил, что частенько ОН был явно под хмельком, материл империалистов и вообще нёс чушь. В газеты это не попадало. Времена бездефицитные(хотя иногда был дефицит белого хлеба, в начале 60-х), времена Байконура и Целины. Время окончания Эпохи энтузиастов.
Да, и это важно: в шестидесятые шло активное строительство жилья. По всей стране. Люди массово переселялись в города и для них строили индустриальным методом бетонные неказистые дома. Иллюстрация – фильм «Старый новый год». Если до этого типичным обиталищем была комната в коммунальной квартире, то в шестидесятые люди стали массово получать отдельные квартиры. Что очень изменило ментальность населения. И в лучшую, и, естественно, и в худшую сторону. Худшей считался возросший индивидуализм. Вообще, уровень жизни ощутимо рос вместе с бурно растущей социалистической экономикой. Кстати, именно в 60-е в городах стали массово заводить собак и кошек: бывшим селянам хотелось привычной живности? Скорее появилось где её держать без ругани с соседями. Ещё был всплеск рождаемости. Наверное, последний в русской истории. Люди были настроены, в целом конечно, оптимистично, верили в скорое улучшение жизни и не в коммунизм, конечно, но в наступление эры милосердия.
Ещё момент: в 60-е был всплеск не только науки, но и поэзии. Постоянно появлялись новые имена, новые поэты, у которых были тысячи читателей-почитателей. Не рок, а именно поэтические чтения собирали полные залы и могли вывести людей на площадь.
Молодёжь была, с одной стороны, восторженная, с другой стороны, довольно целомудренная. Дети же считались непременным атрибутом успешной жизни, бездетным сочувствовали.
И да, именно шестидесятые стали началом диссидентского движения. Если ранее, чуть ранее, за все эти поползновения мгновенно укатывали за можай, то начиная с шестидесятых власть стала значительно либеральнее относится к инакомыслию. По крайней мере, до 1968-го года, когда свободолюбивые чехи в первый раз решили уйти на запад.
СЕМИДЕСЯТЫЕ
Я уже писал о них(https://mitrichu.livejournal.com/12151336.html), поэтому не буду повторяться. Добавлю лишь несколько мазков-деталей.
Скажем, эпоха отличалась от шестидесятых тем, что стало заметно меньше оптимизма, и заметно более прагматизма. Всё-таки на авансцену вышло новое поколение – дети войны, им было вокруг тридцати в это время, а именно тридцатилетние изменяют мир и создают дух эпохи. Те, кто моложе, по психологии ещё почти дети(или вообще дети). Те, кто старше, прагматичные циники, озабоченные домом, хозяйством, карьерой. Так вот, в 70-е впервые стали посмеиваться над идеалистами-энтузиастами.
Ну и старение бессменного руководства. На всех уровнях – в 70-е начальство сидело на своих местах крепко, всем своим видом показывая, что намерено сидеть до смерти на боевом посту.
Появился дефицит, вернее начали пропадать некоторые товары. Социалистическая экономика и ранее не слишком баловала разнообразием, 30,40,даже 50-е не назовёшь эпохой изобилия. Но в 60-е в магазинах разнообразие увеличивалось, а вот в 70-е оно стало сокращаться. Социализм вступил в период сначала лёгкого кризиса, который и не думал заканчиваться, переходя ко всё более серьёзным стадиям. Вначале это выражалось в том, что начали пропадать мясные консервы, и вообще, мясо. Сосиски те же стали продаваться в лишь больших городах, колбаса. И всё десятилетие, при неустанной борьбе Партии за выполнение продовольственной программы, обеспечение этими видами продуктов снижалось. В государственных магазинах, конечно, по государственным фиксированным ценам, На рынке всё было, но цены были выше в 2-10 раз.
Что ещё? 70-е – это время активной еврейской эмиграции, и диссидентства. Расцвета оного, когда стали возможны диссидентские карьеры, выражающиеся в том, что группа лиц неопределённого вида занятий, но вполне определённой национальности бузила, слегка подсаживаясь время от времени(всё это комментировалось западной прессой), издавала подпольные журнальчики вроде «Хроники событий», а в конце концов сваливала в благословенную Америку – пик карьеры. Идиоты из ЦК почему-то не давали тогдашним релокантам свободно уехать «через Верхний Ларс». Видимо, это шло вразрез с идеологией. Вообще, у стареющей власти многое определялось именно следованию замшелой идеологии. В отличие от Китая, который, после смерти Великого Кормчего, робко начал поворачивать к прагматизму.
Продолжение следует