
Возвращение профицита

Отрадный для Минфина квартальный результат, конечно, никоим образам не означает, что на дворе снова «тучная» бюджетная восьмилетка 2000-07 гг., и что профицит вернулся к нам всерьез и надолго. Даже при цене нефти Юралс в 105 долл. за барр., которую теперь, утратив былую осторожность, закладывает в свои расчеты Минэкономразвития в надежде «разбудить Герцена» в лице Кудрина и подвигнуть его к более изощренному применению бюджетных денег, чем банальное набивание ими закромов и кубышек, бюджет по итогам года все равно останется дефицитным - на уровне 1-1.4% ВВП.
Определенный вклад в сохранение дефицита по итогам года внесет и начавшаяся раздача властями предвыборных «подарков», которую пока Минфину удается удерживать в пределах ожидаемого прироста ненефтегазовых доходов в 300 млрд. руб. Ожидаемые дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 1.138 трлн. рублей Минфин рассчитывает полностью законсервировать в Резервном фонде, открыв тем самым возможности для безынфляционного проведения интервенций по сдерживанию роста курса рубля. Но удастся ли это в пылу предвыборных раздач – большой вопрос.
Пока что в дополнительных 300 млрд. бюджетных расходов, которые правительство в ближайшие недели будет проводить через Госдуму, учтены прибавка зарплаты учителей примерно на 30% (для чего в регионы будут «спущены» средства на модернизацию образования), и дополнительная индексация пенсий в размере 6,9%, поддержка беременности (ценой в 16 млрд.), сельского хозяйства и малого бизнеса (82 млрд. рублей будет предусмотрено в качестве дополнительного трансферта для компенсации пониженной ставки страховых сборов), лесные пожары и стипендии (будут проиндексированы на 9% в текущем году, а также 2 млрд. руб. пойдут на создание фонда для выплаты повышенных стипендий). Обсуждается также возможность дополнительной индексации заработных плат бюджетникам - кроме запланированной на 1 июня индексации на 6,5%, речь идет о том, чтобы вернуться осенью к еще одной дополнительной индексации.
Как видим, уже обещано немало, но если этим дело и ограничится, то бюджет удастся удержать от дополнительного разрастания ненефтегазового дефицита, который в нынешнем году может быть ограничен уровнем в 11.5-12%. Т.е. по крайней мере – остаться не больше прошлогоднего, что для выборного года уже неплохо.
Пока что единственным явно безграмотным предвыборным ходом в бюджетной политике правительства остается отказ от повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с 26 до 34% ФОТ). Эта мера, ошибочно преподносившаяся в СМИ как повышение налоговой нагрузки на бизнес (в действительности – это нагрузка на работников или, через цены, на потребителей, в обоих случаях - по финансированию своих будущих пенсий), представляла собой правильный шаг в направлении, позволяющим последовательно отделить пенсионную систему от зависимости от бюджетных дотаций и провести ее реформирование. Но «пороху» у властей не хватило, и мы пока что возвращаемся в прежний тупик распределительной пенсионной системы, делать с которой – пусть после выборов – все равно что-то придется.
|
</> |
https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.