"Возвращение Одиссея", 2024, Великобритания и другие.


Вот и в этом фильме нам показывают Одиссея, одного из героев древнегреческой мифологии, увековеченного Гомером. Царь Итаки, происходивший из рода Зевсовичей, отправился отмстить неразумным троянцам за похищенную Елену, жену царя Спарты. Спартачи сколотили внушительное войско, в которое вошли и воины Одиссея. Мстили-мстили они троянцам, но отомстить никак не получалось — не падала Троя. Только через десять лет Одиссей сообразил - надо брать умом! Благодаря его хитрости отомстили, да только потерял царь на войне всех своих воинов — как теперь возвращаться и смотреть в глаза своим подданным, потерявших мужей, братьев и отцов? Скитался после Трои Одиссей ещё десять лет, пока не вернулся на родной остров. Остров, откуда он двадцать лет назад уплывал царём и на который вернулся безымянным бродягой.
Как вы поняли, из Древней Греции я вернулся в наше время и погрузился в события фильма «Возвращение Одиссея». А событий-то в фильме очень мало. Даже несмотря на то, что и остальным персонажам выделено достаточно много времени, их суета теряется на фоне Одиссея. По сути, это фильм с одним действующим лицом. Человек, сознание которого выжжено войной. Человек, уставший от убийств и чувствующий свою вину перед родственниками тех, которых увёл за собой. Теперь все его воины мертвы, а он жив. Главнокомандующий, вернувшийся с войны без своего войска. Достоин ли он вновь стать царём? Имеет ли на это право? Не юридическое, а человеческое?
А тут ещё Пенелопа, которая, как клевещут анекдоты, «дала клятву хранить верность Одиссею до тех пор, пока он не вернется домой». Наконец он вернулся и она решила выйти замуж. Благо, женихи давно уже пристают к ней не только с предложениями, но и с ультиматумами… Поскольку история возвращения Одиссея в общих чертах известна и фильм излагает её в самой простой форме, сосредоточившись на психологии главного героя, перейду к своим впечатлениям.
Рэйф Файнс солирует в фильме, поэтому оценка картины зависит от отношения зрителя к этому артисту. Играет он хорошо, то, что я увидел в его роли, он до меня донёс. Другое дело, что общая заторможенность действия с участием как всех персонажей, так и персонально Одиссея не даёт зрителю эмоционального пинка, всё воспринимается с разной степенью отстранённости. Мешает настроиться на серьёзный лад непонятная компания женихов, больше похожих на гопников, стильные причёски которых намекают на их любовь к модным барбершопам (где они только нашли их на разорённом острове?). Несерьёзно выглядит Телемах, сын Одиссея (играет Чарли Пламмер). И уж совсем не вписывается в мифологический сюжет Пенелопа в исполнении Жюльет Бинош. При всём уважении к актрисе, не понятны мотивы женихов, которым не всем и тридцатник исполнился, а некоторым истинным арийцам и вовсе около двадцати, скорее всего. Ни красотой, ни умом, ни каким-то другим женскими привлекательными качествами образ Пенелопы не блещет. Стать царём Итаки? Сомнительный стимул, учитывая состояние острова, на котором и народа-то почти не осталось. В общем, эта сторона действия скорее вызывает вопросы, чем даёт ответы. А складываясь в целое, стороны свою силу не умножают.
Так что, моя оценка такова — 6.5. Больше не могу.
==================