Войнович не знает, что делать.

А знал ли он это прежде, когда издавал своего "Чонкина"? Я
никогдане не читал этого романа, хотя на исходе 80-х был,
разумеется, наслышан о нем. И вот теперь. в прошедшую субботу, 27
мая в передаче Андрея Дементьева "Виражи времени" на радиоканале
"Россия" В.Н.Войнович предстал в качестве гостя автора и ведущего
программы.
Они, гость и автор, знакомы очень давно. Потому разговор сводился к
воспоминаниям. А что же сегодня? А что, плохо многое и многое
сегодня. Старые друзья в этом сходились. Да что ж они, такие
умные и талантливые, не видели такой перспективы для страны тогда,
когда писался и издавался "Чонкин"? На это Владимир Николаевич
сказал, что знал Егора Гайдара еще с его детства, и что этот
человек был всю жизнь бескоростным и честным, и неудача
гайдаровских реформ объясняется отсутствием опыта
младопреобразователей, которые по романтической настроенности
попали в ловушку прожженных и многоопытных "красных директоров",
сумевших в силу отсутствия верности моральным устоям, обратиться в
"менеджеров" первоначального капиталистического накопления. Да, с
такими директорами-менеджерами и мне приходилось общаться. Они
есть. Но только ли они открыли дорогу преступному первоначальному
накоплению? Вот младореформатор А. Чубайс. Мне не приходилось
слышать защитников его честности и бескорыстия, и что он за человек
в этом отношении - не знаю. Но я слышал собственными ушами
заявление Анатолия Борисовича, прозвучавшее на весь мир, о том, что
наивные ожидания масс наших граждан относительно благополучных для
них перемен в результате перестройки и реформ он, Анатолий Чубайс,
и близкий ему круг людей не разделяли. Совсем наоборот, он видел
гибельные результаты для наших соотечественников при преобразовании
советской общественной системы. И собственно эти преобразования
сводились только к разрушению, со всеми разрушительными
последствиями для жизни страны и людей Таково
признание, но оно, конечно, сопровождалось оговоркой, что потери и
жертвы необходимы ради светлого будущего. Неизвестно для кого - это
будущее.
И вот я отправился в библиотеку и получил довольно
затрепанную книгу "Чонкина" 1990 г. издания. Судя по приклееному
"Контрольному листку сроков возврата", ее брали для чтения 24
человека, причем последний - в декабре 1992 г. И вот спустя 19 лет,
я - очередной ее читатель. И, разумеется, я не могу
оценить по достоинству толстых, щедриных исхода ХХ в.., но
одно очевидно, появись сегодня "Чонкин" - он не привлек бы к себе
такого внимания, не было бы вокруг него и такого шума как 20 с
лишним лет назад. Сочинение это выпущено на потребу недозволенного.
А нынче-то дозволено..!! Точно таким же вниманием ( не в меру
повышенным) пользовалась тогда порнографическая продукция, сбыт
которой сегодня сильно затруднен.
Взял и другую книгу Войновича более позднего, 2001 г. издания под
названием "Монументальная пропаганда" Под лощенной девственно
свежей обложкой на титульном листе красовался штамп:
Институт "Открытое общество"
МЕГАПРОЕКТ
Всего зарегистрированных пользователей сего мегапроектного
распространителя оказалось трое, я - четвертый.
Ну а что же по сути? Как же жить дальше? Как преодолеть разруху?
Чего ожидать и что делать? Николай Владимирович тверд в своем
ответе: не знаю.
|
</> |