Война войной, а обед - по расписанию - 4.
ermiak — 16.12.2022 Как я уже говорил, о горелках времен Вьетнама можно было бы и закончить, но случайно я наткнулся на образец настолько чудовищный, что помолчать я просто не мог.Дело в том, что кроме индивидуальных и условно-групповых горелок, в армии есть еще и полевая кухня. И в американской армии, кроме твердотопливных прицепных печей было и еще одно интересное устройство. Устройство это напоминало, скажем так, кухонную плиту-трансформер и в зависимости от конфигурации оно могло варить, тушить, жарить, печь - в общем любые, самые сложные приемы обработки пищи были ей по силам. Кроме, наверное, копчения - потому, что работала она на бензине. Вернее, на бензине работала горелка, которая вкладывалась в нее снизу.
В общем, достаточно компактная получилась плита примерно взводного уровня. Появилась она незадолго до второй войны и получила в лучших американских традициях название "полевое кухонное устройство м1937".
Но об м1937 информации вообще немного, так что речь пойдет о ее непосредственном потомке, получившем имя "полевое кухонное устройство м59", тем более, что рассказать есть, о чем.
Это "устройство" любили. Совершенно искренне. Потому, что да, готовить на нем было достаточно удобно (а великая примусологическая мудрость гласит: "даже плохая горелка лучше хорошей дровяной печи") - и готовить можно было разнообразно. То, с каким теплом и нежностью солдаты вспоминали печеньки и запеченную индюшку вызывает просто умиление - и да, м59 вполне могла и бобы сварить, и индюшку запечь.
Это "устройство" ненавидели. Совершенно искренне. Помощники повара, которым приходилось разжигать и гасить, называли его всякими нехорошими словами.
Что же с ним не так?
Выглядело "устройство" примерно так же, как и его предшественник. Изменения, конечно были, но не столь существенные, чтобы сказать "о, это что-то новенькое". Плита плитой. 133 килограмм весом. Варочная поверхность, вкладки с противнями, дырки для котелков, пара котлов на 38 и 57 литров и весь необходимый кухонный инвентарь - ничего такого, что бы вызывало столь противоречивые чувства.
Но вот снизу, скрывается ОНА. Горелка, нагревающая все это счастье. Знакомьтесь, м2, м2а, м2а с предохранительным клапаном, а также "бомба м2" и "Вдоводел". Горелка, которая только зарегистрированных инцидентов собрала почти сотню, больше полусотни тяжелых ожогов и несколько смертей. Это без учета опаленных бровей, легких ожогов и прочих "лишений трудоспособности на один рабочий час". Горелка, которую приписывают Колману, чему нет подтверждений кроме колмановской схемы генератора. Я тоже в этом сомневаюсь потому, что Колман - это сложно, требовательно, но безопасно. И врядли старик Колман выпустил бы устройство, с такими лютыми пробоями по безопасности (предохранительный клапан появился только в последней версии и по утверждениям бюллетня квартирмейстерского корпуса, не всегда работал).
Будем знакомиться поближе?
Итак, горелочное устройство м2.
Вес (сухой) - 19 кг. Ничетак примус, а?
Габариты 58х48х25 см.
Расход топлива - 1,9 л/ч, что дает примерно 15 кВт мощности.
Псобака и примус для масштаба. Она действительно охренительно огромная.
Топливо - "белый бензин", автомобильный бензин.
Сверху сразу видна огромная, 5 см в диаметре труба генератора. Для понимания, в эту трубу можно некоторые современные горелки засунуть целиком. Сбоку, над баком закреплен запасной генератор; еще один - с противоположной стороны.
Под ней - конфорка в виде "снежинки". Да, это "снежинка", а не "крест", как вам кажется. Еще два луча скрыты под генератором:)
"Снежинка" вмурована в поддон, под которым расположен U-образный бак и вспомогательные устройства.
И что с ней делать? Оугггх. Для того, чтобы ее разжечь, нужны два человека, причем один в звании техножреца (Специалиста или даже Сержанта), а второй - сильный и храбрый - и, по возможности, не из отряда "дебилов Макнамары". Итак, ранним утром, задолго до рассвета, часов так в 3-4 утра надо разжечь сверхсовременный примус...
Нужно:
Вытащить горелку из шкафа "устройства".
Осмотреть, нет ли где утечек бензина, все ли пробки на месте и т.п.
Отнести ее на 50 футов, то есть метров 15-20 от кухни. Это важно. Хренова туча инцидентов случилась только потому, что расстояние не было выдержано.
Отобрать сигарету у помощника. Поставить горелку на попа. Здесь к горелке снизу прикреплен тепловой экран - вот та полированная стальная хреновина, которой не было на другом фото. Скоро он понадобится, так что его лучше снять заранее.
и стравить давление из бака, приоткрыв пробку (если рядом был огонь, вы взорветесь). Пробка - это вот то желтое латунное на баке слева.
Открыть пробку бака. (убедиться, что пробка вообще есть и прикована цепью к горелке. Все, что не приковано цепью может исчезнуть - и это, кстати, из отзывов о горелке - Erm)
Залить в бак 8 кварт (7,6л) бензина из пятигаллонной канистры. Постараться не облить горелку топливом и не облиться самому (да, это тоже было причиной несчастного случая; ничего смешного - в темноте можно и не заметить) Закрыть пробку. Вытереть горелку от пролитого топлива, Еще раз осмотреть, нет ли утечек.
Перетащить горелку на 50 футов от места заправки, топливного склада и от кухни и поставить там горизонтально. Принести огнетушитель из ЗИПа.
Открутить колпачок ниппеля. Подключить насос и накачать давление 6-8 psi (примерно пол-очка). Ни в коем случае не пользоваться компрессором, иначе... ну вы поняли.
Теперь внимательно осмотрите горелку и найдите на ней голову Колмановского примуса из предыдущего поста. Это предпусковой подогреватель.
Еще раз, медленно: м2 настолько велика, что генератор перед пуском разогревается не бензином в лотке и даже не трубчатой горелкой, как на Петромаксовских лампах. Для разогрева там стоит полноценный 1,5 КВт примус! Я не могу найти причин, по которым в подогревателе используется "конфорка", а не "дуло", как на паяльной лампе, но подозреваю, что инженеры ну очень ленились - что, собственно доказывает, что Колман не при делах. Он ТАКУЮ порнографию не допустил бы.
Так вот, предпусковой подогреватель нужно запустить. Для этого нужно покрутить рычаг иглы прочистки пару раз и опустить его вниз. Рычаг слева около крана подогревателя.
Теперь нужно поднести спичку к голове подогревателя и приоткрыть кран на четверть оборота. Подогреватель пыхнет сине-оранжевым пламенем.
Через 5-7 секунд, а если точнее, то через 30, подогреватель можно считать прогретым. Да, мы подогреваем подогреватель, чтобы он заработал и прогрел генератор! Кран подогревателя нужно открыть на полную.
Теперь можно ставить на подогреватель кофеварку или идти в курилку, оставив помощника наблюдать, как нагревается генератор. Да, при наличии крышки-экрана подогревателя, ее следует установить. Проблема в том, что крышка есть не всегда и цепью она не прикована.
Да, если горелка оснащена предохранительным клапаном, то стоит знать, что клапан сбрасывает давление в конфорку, так что пыриться на нее лучше издалека.
Инструкция считает, что для нагрева должно хватить 10 минут. Владельцы и пользователи скромно говорят "до получаса". А если точнее, то до того момента, когда противоположный конец генератора нагреется до температуры "АЙ, Бл!". Не ниже. Потому, что при непрогретом генераторе в конфорку может пойти жидкий бензин и пыхнуть файерболлом. Или очередью файерболлов. Причем, такая горелка дает трехметровые файерболлы (тоже из отчетов об инцидентах) Так что лучше дождаться "АЙ, Бл!"
Теперь нужно приоткрыть дроссель наполовину.
Да, это дроссельная заслонка, как в старые добрые времена.
Вытащить из крепления рукоятку управления, надеть ее на кран и медленно открыть на полную. (Убедиться, что рукоятка прикована к горелке цепью!)
Горелка должна загореться от пламени подогревателя. Теоретически. На практике, может, придется его и поджечь (зажмурившись и отвернувшись; это вам не примус и хлопок будет знатный). Впрочем, файерболл при пуске в любом случае будет, так что если вы не отнесли горелку подальше...
Надев перчатку нужно убрать экран подогревателя (не потерять его, не поджечь ничего). И погасить подогреватель, закрыв его кран.
Отрегулировать пламя горелки до высоты генератора ручкой управления
и добиться зеленого (???? - так в мурзилке)(да, именно так; при "голубом" пламени рекомендуется еще раз отрегулировать смесь) пламени регулировкой дросселя. После этого снять рукоятку управления и закрепить ее в креплении на корпусе (я уже упоминал, что она должна быть прикована?)
Вдвоем с Сильным помощником перенести зажженную горелку к "устройству м59". В это время бензин булькает в баке, а горелка пускает файерболлы.
Да, если в это время по пути заправляется еще одна такая горелка или в кухне есть протекающая горелка, вы опять-таки взорветесь.
УБЕДИТЬСЯ, что в плите НЕ УСТАНОВЛЕНА ЕЩЕ ОДНА ГОРЕЛКА!!!!!!!!!
"Устройство м59" позволяет установить горелку в нижнем (для большого котла или духовки) и верхнем (для варочной поверхности или небольших котелков) положении. И взаимной блокировки слотов для горелки у нее НЕТ. Если поставить две горелки в одну плиту, она рванет совершенно неизбежно.
Думаете все? Неет. Нужно снова вытащить рукоятку управления из крепления, отрегулировать подачу бензина и воздуха, снять рукоятку и вернуть ее на место.
Повар начинает готовить, а помощникам нужно смотреть за давлением в баке горелки - около 1,3 очка. При 1,5-1,7 нужно перевести горелку на средний или малый газ, независимо от мнения повара и подождать, пока давление не упадет. Если же оно выйдет за 4-5 атмосфер, сработает предохранительный клапан (если он вообще есть) и пустит бензин напрямую в конфорку, за что повар будет много ругаться. И да, я напомню, рукоятка управления - на горелке; горелка - где-то на уровне плинтуса или бедра - в общем, управление остается занятным.
Когда повар закончит готовить, нужно снова вытащить рукоятку, установить ее на место, закрыть подачу бензина, вытащить рукоятку и воткнуть ее в крепление. А потом, используя перчатки, вытащить горячую горелку и отнести ее на место остывания. Да, если повар вдруг вспомнил, что ему еще что-то надо приготовить, то горелку следует остудить и повторить ритуал сначала. Иначе - ну вы поняли.
А после этого - слить топливо, разобрать и почистить остывшую горелку. Если в это время неподалеку разжигается еще одна... опять...
Да, "устройства м59" могли соединяться встык. И тогде нужно было возиться с двумя горелками и следить, чтобы они не оказались в одном "устройстве"
В общем, аппарат был специфический и когда началась замена м2 на более совершенный MBU (Modern Burner Unit, а не Massive Blast Unit, как можно было ожидать) с электронным впрыском и работающий на керосине, тысячи помощников военных поваров признали, что бог на небе несомненно есть. Но MBU для работы требует не только топлива, но и электричества, так что автономный запуск его уже невозможен. На фото - м59 с новой горелкой. Обратите внимание на надпись на дверце!
С началом замены на MBU, сотни м2 выпали на вторичный рынок, на котором и продавались практически по цене металла. Тогда же появилась шутка: "Как продать м2а вдвое дороже? - Заправить ее бензином!"
Судьба же "устройства м59" оказалась гораздо менее драматичной. Благодаря универсальности и оснащению, это оказалась вполне приличная кемпинговая плита для ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ тусовок. Сложную и небезопасную м2 в таких случаях заменяют на примитивную газовую горелку или пускают газ напрямую в переделанную м2 - и древнее устройство просто преображается.
На этом "вьетнамские флэшбэки" можно считать завершенными.
|
</> |