Восьмидесятилетие “МиГ”: помним, скорбим
zloy_odessit — 09.12.2019
Вчера, 8 декабря, исполнилось 80 лет со дня образования
Опытно-конструкторского бюро имени А.И. Микояна. КБ, из-под пера и
станка которого вышли, без преувеличения, одни из лучших
истребителей в мире. Причем установленные рекорды до сих пор
удивляют.
Но если пройти весь путь восхождения “МиГов”, то
невозможно не вспомнить самый массовый серийный советский
реактивный самолет МиГ-15, которых было выпущено более 15 тыс
единиц, и поставлено в 40 стран мира. Или один из самых потрясающих
на своё время сверхзвуковых серийных самолетов — МиГ-19. Для
советского авиастроения был своеобразным чудом и МиГ-23, первый
советский самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла, а
МиГ-25 установил один из рекордов скорости, превысив скорость звука
в три раза, а высота полета его могла составлять 37 650
м.
Однако на сегодняшний день “микояновцы” встречают своё
восьмидесятилетие в забытье и отчаянье. Производственные мощности
не загружены новыми заказами, а всё, что есть – это ремонт и
модернизация старых истребителей.
Российские СМИ с придыханием и восхищением рассказывают
о том, что новый МиГ-35 это уникальный самолёт, созданный для
выполнения заданий в условиях плотного действия ПВО противника,
обладающий пониженной радиолокационной заметностью, что максимально
приближает его к истребителям пятого поколения.
Но если МиГ-35 так хорош и практически приближен к
истребителям пятого поколения, почему бы не заказывать его
эскадрильями, а не продолжать мучить Су-57, который до сих пор всё
ещё не соответствует боевым самолетам пятого
поколения?
Но – нет, вместо массовых заказов и вывода истребителя в
серию на форуме «Армия-2018» Министерство обороны РФ подписывает с
РСК «МиГ» смехотворный и издевательский контракт на поставку до
2023 года шести МиГ-35. Ещё раз – с 2018 по 2023, то есть, за шесть
лет, будет поставлено шесть МиГ-35!
Откровенно говоря, в Москву уникальные Bentley Flying
Spur завозятся куда большими партиями, чем МиГ-35 поступают в ВКС
РФ.
Возможно, всё дело в том, что МиГ-35 в своём планере не
претерпел практически никаких изменений в сравнении с МиГ-29. Это
отнюдь не новейший истребитель, а глубокая модернизация МиГ-29.
Причем, хоть и впитавшая в себя значительную часть достижений
современных технологий и электроники, более-менее соответствующей
вызовам сегодняшнего дня, но получившая вдобавок и сопутствующую
всему российскому ВПК хворь – падение уровня качества и надежности
продукции.
Одним из наиболее ярких примеров стал настоящий позор,
иначе и назвать нельзя, когда на авиасалоне МАКС-2019, в ходе
демонстрационного полета МиГ-35, с истребителя буквально в воздухе
стали отлетать части обшивки.
Но что самое удручающее для “микояновцев”, в ходе этого
полета истребителем управлял офицер ВВС Индии, страны, которой
безуспешно уже не первый год Россия пытается навязать свой
МиГ-35.
А, возможно, рок МиГ-35 даже не в том, что он, по сути,
ничем новым со дня создания МиГ-29, совершившего первый полёт в
1977, а поступившем в эксплуатацию в 1983-м, то есть, за 42 года –
не удивил, а наоборот — раздосадовал. Возможно, его рок в том, что
в условиях сокращающегося, не столь щедрого, как в эпоху СССР,
финансирования, эстафету перехватил “Сухой”, вырывающий не только
контракты на поставки истребителей в ВКС и на экспорт, но и проекты
по созданию истребителя пятого поколения, ударного беспилотного
летательного аппарата и т.д.
Всё, что “микояновцы” могут себе позволить на
сегодняшний день, это лишь вспоминать на страницах тех или иных
информационных площадок среднего, а то и более низшего порядка, о
готовности приступить к созданию истребителя пятого поколения
МиГ-41, что комично звучит при наличии упомянутого выше мученика
Су-57. Или похвастаться работой над давно уже умершим
стелс-беспилотником «Скат», будущее которого полностью нивелировал
БПЛА “Охотник”.
А потому восьмидесятилетие для МиГ явно стоит отмечать
не под триумфальные фанфары, а под чтение эпитафий.