Воскресный мемуар — 5

топ 100 блогов lady_tiana11.03.2024

Петины письма

31 мая 1940

Воскресный мемуар — 5

Вчерашний день какая-то волшебная сказка. Я так счастлив, что готов прыгать, как жеребенок! Я тем более счастлив, что убедился, что ты питаешь ко мне полное доверие.

... Резинку буду искать. Мамка и другие приятельницы говорят, что это большая редкость, они почти все ходят на всяких веревочках и тесемочках...

... Сегодня получил счетчик. Теперь буду доставать всякие грелки. Чайник нам нужен? И на сколько стаканов?...

Мне все время мерещится твоя милая мордочка.

Как я люблю тебя, жонка моя прелестная!

26 июля

Словопрения и словоизлияния до 9 час. вечера, т.е. политдень. А затем отчет ст. бух.-инструктора, проза на цехкоме. 10 ч(асов).в(ечера). - дома...

27 июля

5 45 в(ечера). прямо "шасть" домой. Фотозанятия до 12 ч. Перед сном в постели молитва великомученице Галине. Молитва наоборот. Молитва - это напоминание о себе. А я вспоминал моего Ангела (с хвостиком). "С молитвой на устах дитя уснуло"...

28 июля.

...был "починником" - починил керосинки, вертушку у кухонного стола, ножки у тахты. Не у своей, у бабушкиной. К своей я, предчувствуя события, приделал такие, что выдержат слона со слонихой и даже слонятами в самом беспокойном состоянии, а нас с тобой и подавно (читая это, ты меня наверное выругаешь, прости - больше не буду)... На улицу больше не ходил, соблюдал невинность и целомудрие. Погода была как одна знакомая Галиночка. То веселая, то грустная. Спать лег 2 ч.30 м. ночи. Занимался фотографией. Опочил с той же повседневной, повсечастной, повсеминутной молитвой...

Воскресный мемуар — 5

30 июля

Милая моя девочка! Меня страшно тревожит твое здоровье. Что с тобой? Что у тебя болит? По телефону плохо расслышал. Я дурак, не сообразил попросить тебя позвонить мне после врача.

27 февраля 1941

Сегодня сидел и думал о том, каким именем мне хотелось бы тебя звать. Как зовут все, не хочется... мне хочется, чтобы имя впервые исходило от меня, чтобы ты была чем-то вроде моей "крестницы" и чтобы оно звучало так, чтобы соответствовать тебе...

Ага! Нашел. - "Галинька" - это как раз то, что мне нужно.

Ну а теперь нужно второе. Ты знаешь, к существам, к которым испытываешь нежность, невольно применяешь название существ, невольно вызывающих своей прелестью, по крайней мере, ласковую улыбку. Например, ни один человек не пройдет мимо, не улыбнувшись, видя хорошенького и беспомощного котенка.

Твое второе имя:

"котинька" - хорошо, но так тебя уже зовут (мама)

"кошенька" - неплохо, но не совсем нравится

"кисанька" неплохо, но не хочу, - сам знаю почему

Вот как - "котька". В "котьке" есть и нежность без сахара, и некоторая резкость, что очень идет к тебе, мой мальчуган.

Да будет так: "Котька" и "Галинька".

Твои прелестные лапки целует грозный муж, супруг и повелитель, раб и собака Петр Розанов.

Воскресный мемуар — 5

Это Петино свидетельство и некоторые выдержки из писем наводят меня на мысль, что Петя с Галей себя действительно считали супругами, хотя официально расписаны не были. И не факт, что проблемой было только отсутствие жилплощади.

Они же оба были детьми очень верующих родителей и их старшие сиблинги были женаты друг на друге, поэтому по церковным правилам они считались близкими родственниками, супружество между которыми запрещено. Сейчас это уже не узнаешь, но я нисколько не удивилась бы, если бы мне сказали, что обе семьи были категорически против этого брака, поэтому младшим приходилось всячески таиться и партизанить.

Воскресный мемуар — 5

Это стихотворение Петя написал за полтора года до гибели. Предвидел, что ему уготовано? И откуда эти последние строки? Он был знаком с рукописью «Мастера и Маргариты»? Не удивлюсь, если так...  Как-никак, он прожил всю жизнь на Патриарших, в самом булгаковском месте Москвы. И у меня есть очень, нет ОЧЕНЬ большое подозрение, что бабушка Зина с Булгаковым знакома была. Очередная булгаковская мистика?

Еще одна загадка и секрет в истории семьи, а их и без того немало. И самый большой из них — история Петиной гибели.

Я всю жизнь слышала от бабушки Гали, что Петя погиб во время первой дневной бомбежки Москвы 22 июля на площади Белорусского вокзала, где тогда было много жертв. Якобы ему осколком бомбы перебило сонную артерию. Петино имя я видела на общем могильном памятнике Розановых на Даниловском кладбище, где у нас все похоронены.

Долгое время я эту версию принимала за чистую монету, но относительно недавно у меня начали возникать сомнения, а так ли оно все было. Тем более, что та самая бомбежка на самом деле была не дневной а ночной. И каким образом Петя мог оказаться в это время на площади Белорусского вокзала? Возвращаться с работы? Время уж больно неподходящее, для окончания дневной смены слишком поздно. В ночную бухгалтер и прочие офисные работники не выходят, но даже если да, то ночная смена должна заканчиваться позже, под утро. Плюс комендантский час. Едва ли наш Петя был настолько важным сотрудником, чтобы иметь право на ночное хождение по улицам. Короче, я начала копать.

И таки накопала. Оказывается, с первых дней войны Петя стал контрразведчиком, бойцом Истребительного батальона. В ночь на 22 июля он нес боевое дежурство на охраняемом объекте и был убит пулеметной очередью с самолета, идущего бомбить Москву на минимальной высоте.

Воскресный мемуар — 5

Практически сразу после его гибели командование ходатайствовало о выделении Петиным близким материальной помощи.

Воскресный мемуар — 5

Справка из домоуправления выдана 23 июля. Туда еще не сообщили, что Петя погиб.

Воскресный мемуар — 5

Ходатайство о назначении Марии Никитичне пенсии по потере кормильца, датированное сентябрем 1941, когда дела под Москвой шли уже очень плохо.

Воскресный мемуар — 5

И вот что меня озадачивает: в июльских документах на иждивении Пети числятся мать, сестра и племянница. В сентябре сестры в документах уже нет, но племянница все равно считается бывшей на дядином иждивении.

Что случилось с Лидой? Мне казалось, что в войну погибла Варя и произошло это позже. Пошла работать? Но тогда дочку должна была бы обеспечивать она. А почему до войны у нее не было своего дохода? И почему Юля записана на фамилию матери, хотя у нее явно был отец, в последнем документе фигурирует ее отчество? Кем был этот Виктор, куда он делся? Почему мне никогда ничего о нем не рассказывали, а про Лиду и Варю я знаю только то, о чем здесь написала? Что случилось с Юлей? Почему здоровая до войны девочка в пятидесятые уже считается душевнобольной? И была ли это болезнь или некоторый фамильный аутизм, который тогда было принято считать шизофренией?

Одни вопросы, на которые нет ответов.

И самый последний вопрос — где на самом деле похоронен Петя? Я совершенно случайно напала на рассекреченные данные из архивов НКВД (а истребительные батальоны проходили по их ведомству), и там четко сказано «место захоронения неизвестно». Учетные книги Даниловского кладбища все целы, это я точно знаю. Если бы он лежал там, НКВДшники бы до этой информации точно докопались. Значит, там его нет, а имя на памятнике написано просто для увековечения вместе с родней.

Галя так никогда и не вышла замуж. Она в одночасье поседела в двадцать семь лет и больше полувека носила в дамской сумочке Петину фотографию, письма и стихи. Их мне отдали в морге Боткинской больницы в эти самые дни почти три десятилетия назад...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
11.11.2025 11:11:11 ...
Ностальжи... ...
Писатель Герман Садулаев об инциденте в детском лагере "Дон".(Read more ...
Здравствуйте. В последние несколько дней я никак не могу отделаться от одного вопроса, как бы ощущения, которое я попытаюсь выразить словами. Я столкнулся с этим требуя от себя четко сформулировать - что не так, что меня конкретно не устраивает в жизни, почему все время так плохо, почему ...
А может быть, совсем и не флан, а что-нибудь другое. Смысл в том, что печеные яблоки смешиваются с яйцами и сахаром (или медом) и запекаются на водяной бане. По-моему, очень простой десерт, один из миллиона осенних десертов. Яблоки я беру антоновку - ...