Вопросы-ответы
cheshirrrko — 31.08.2023Привет, друзья!
Август у меня выдался насыщенным на встречи и разговоры с читателями. И это, на мой взгляд, оказалось полезным для меня в первую очередь тем, что мне пришлось ответить на много вопросов, над которыми я никогда не задумывался. А это очень важно для любого автора – видеть себя со стороны и хотя бы иногда задумываться над тем, куда он идёт со своим творчеством, а самое главное – зачем он этим творчеством занимается.
В этом посте я хочу поделиться с вами некоторыми вопросами и ответами на них, но не стандартными, типа: «Откуда берётся вдохновение?» (кстати, пообщавшись с другими авторами, я понял, что этот вопрос находится на вершине топа самых бесячих вопросов для писателей). Некоторые вопросы задавали мне читатели в комментариях и на личных встречах, некоторые сидели в моей голове и я не находил на них ответа. Я не уверен, что всё это будет интересно читателям, но возможно, что это пригодится начинающим авторам. Ну и для меня такие разговоры полезны, потому что одно – держать эти мысли в голове, а другое – делиться ими с другими.
Первое. По поводу мрачных рассказов. Неоднократно встречал комиентариии в стиле: «Зачем ты пишешь на такие темы? Плохого и так в жизни хватает, пиши добрые истории». Мой ответ покажется странным, но, кажется, он максимально приближен к реальности. Я только недавно осознал, что пишу не для счастливых людей, а для тех, кто испытывает какую-то внутреннюю боль. Не физическую, конечно же. Пишу такие рассказы для тех, кто ищет «соседей по палате», тех, с кем можно эту боль обсудить и разделить хотя бы в виде чтения текста. Да, я осознаю, что такие рассказы не популярны, в отличие от развеселых историй о добрых сантехниках и благородных почтальонах, но написание таких рассказов – это и моя терапия тоже. Да, прозвучит эгоистично, но при написании таких текстов, я тоже избавляюсь от своих демонов хотя бы на время. Поэтому прошу прощения, но мрачные, грустные, тоскливые рассказы были и будут появляться дальше, как бы вы к этому ни относились. Самый глупый и тупой ответ, который может дать автор читателю в ответ на критику: «Не нравится – не читай», поэтому я скажу по-другому – читайте то, что вам интересно, сейчас нет проблемы в поиске литературы любого жанра, но, поверьте, есть люди, которым больно и они не хотят быть одни. Для них я и пишу.
Ещё один вопрос, который я слышал уже сотни раз: «Где Домовой?». Отвечаю. Один из моих самых сильных авторских страхов – превратиться в конъюнктурщика, оседлавшего лошадку и пишущего на потребу. Да, я мог бы забросить все свои рассказы, сесть верхом на Домового и скакать на нем в прекрасное далеко под аплодисменты хохочущих читателей. Примеров немало. Это было бы для меня легко и просто. И все были бы довольны и рады. Но. Поступив так, я перестал бы уважать себя как автора. Я с огромным теплом и уважением отношусь к Дневнику Домового, но продолжая его, я перестал бы развиваться как автор. Вполне возможно, что я и сейчас не равзвиваюсь – со стороны виднее, но я хотя бы не делаю этого осознанно. Да и к тому же, герои этого произведения продолжают жить – в спектаклях, картинах, книгах, в памяти, в конце концов. И я искренне за них рад.
Вообще, будем откровенны, писательство – это не профессия. Не бывает такого, что вы, к примеру, пришли устраиваться куда-то водителем, а вам говорят – так, дружок, первые три, пять, десять лет ты будешь работать у нас, но зарплату мы тебе платить не будем. А потом... Потом, может быть, будем, но не факт. Возможно, что ты откатаешь у нас всю свою жизнь и мы тебе за это ничего не заплатим. Но если ты станешь популярным водителем, тогда да, тогда выпишем тебе зарплату и даже на встречу с пассажирами поедешь. Идёт? Поэтому писательство – это путь, а ещё инструмент. И вот инструмент этот у каждого автора свой. Кто-то с помощью него чинит недостаток внимания, кто-то подкручивает страсть к славе, кто-то зашпаклевывает свои комплексы, кто-то забивает гвозди в своё тщеславие, кто-то откручивает кран избавления от своей накопившейся боли и т.д и т.п. И какой инструмент у автора в руках, становится известно лишь тогда, когда этот автор приобретает какую-то популярность.
Я до сих пор твёрдо убежден в том, что какой бы то ни было творческий дар даётся сверху. Некоторые авторы, добившись чего-то, забывают об этом и считают, что всё это – исключительно личная заслуга их гениальности. Нет, это не так. Пока вы нужны кому-то там в качестве проводника текстов, идей, музыки и т.д., вы этим проводником будете, как только же вы посчитаете себя всемогущим гением, вас от этого канала отключат раз и навсегда. Поэтому позволю себе совет начинающим авторам – не задирайте нос, чего-то добившись. Всё может закончиться очень быстро. Незаменимых нет.
Следующий вопрос – почему так много Смерти в рассказах? Причина первая описана в предыдущем абзаце – потому что истории о ней кем-то или чем-то вкладываются в мою голову и я на это повлиять не могу. Также я не могу и повлиять на восприятие этого персонажа читателем. И я хотел бы сделать акцент на слове «персонаж» – я её искренне люблю, мне нравится её философия и мироощущение. Как же я могу не писать о той, кто мне нравится? И что самое интересное – когда я пишу о ней, у меня нет внутри того страха «конъюнктурной лошадки», который я испытывал, дописывая последние части Домового. Возможно именно потому, что часть читателей не принимают её как персонажа и отторгают тексты о ней. Наверное, именно это и даёт мне некоторую свободу, без которой чистое творчество невозможно. Это покажется смешным, но когда я пишу о ней, я чувствую её рядом и будто бы с ней говорю. Думаю, что авторы подтвердят – во время написания персонажи иногда «оживают» и становятся практически реальными. Авторы их чувствуют и переживают их эмоции, как свои. Вот мне с ней спокойно и легко, а это, как и в обычной жизни, очень важно для любого человека. Поэтому, простите, но и она будет дальше присутствовать в моих текстах.
Ещё один вопрос – почему рассказы появляются всё реже и реже? Ответ прост – я взрослею. На этом можно было бы и закончить, но я всё же разовью свою мысль. Дело в том, что я хочу вкладывать как можно больше смысла в свои тексты. Если раньше я особо не заморачивался с этим – для меня в приоритете находились динамика и легкость, то сейчас я хочу, чтобы рассказ цеплялся за сознание человека и давал ему пищу для размышлений. Буду откровенен – я уже перерос тот период, когда радовался десяткам смайликов в комментариях под рассказами. Сейчас для меня важно, когда читатель отвечает мне своими размышлениями и суждениями, в ответ на мои, которые я зашил в текст. Каждый такой комментарий очень ценен – значит читатель прочитал текст не для того, чтобы скоротать время, затем хмыкнуть, сказать: «ну да, прикольно» и влепить смайлик. Значит, он пропустил его через себя и начал размышлять. Кстати, это ещё одна причина, по которой рассказы поменяли тематику – я не хочу веселить читателя, я хочу с ним разговаривать. И да, желающих разговаривать всегда меньше, чем желающих посмеяться, но это мой осознанный выбор.
Верите ли вы в то, о чём пишете? При кажущейся простоте, это очень сложный вопрос. Я всегда почему-то разделял в своей голове представления о мире и его устройстве. Да, мы живём не в Средневековье и материализм является основой любой развитой цивилизации. С другой стороны – вера в сказку, чудеса и волшебство – это то, что не даёт человеку превратиться в бездушную машину с прописанными в её процессоре алгоритмами. И вот эти два подхода как будто бы противопоставлялись в моей голове буквально до вчерашнего дня. А вчера в одном фильме я услышал простой диалог двоих героев, который для большинства, наверное, остался бы незамеченным, но именно своей простотой он меня и зацепил. Диалог был примерно таким:
– У нас двадцать первый век на дворе, люди на Марс должны лететь, а у вас тут ведьмы, колдуны и прочая нечисть.
– А чем тебе колдуны на Марс мешают лететь?
И ведь правда – ничем не мешают. Эти два мира вполне могут существовать параллельно, ни чем друг друга не стесняя. Вот и в моей голове они теперь вполне себе уживаются. Так что да, верю. Без этой веры с ума бы уже сошёл. Да и тот самый «внутренний ребенок» во мне ещё жив и требует сказку. Она ему жизненно необходима.
Ну и последний, самый сложный для меня вопрос, который я слышал. Какая у тебя мечта? Каждый раз, получая его, я судорожно пытался выдать в ответ что-нибудь... да хоть что-нибудь, пытаясь не показать задающему истинное положение вещей. Всегда это была какая-нибудь банальность. Но у меня было время, чтобы задать этот вопрос самому себе и вот, что выяснилось. Оказалось, что для меня мечта... Даже не так – Мечта – это что-то такое, что можно придумать всего один раз и всю жизнь к ней идти. Всё остальное – это цели, задачи и просто желания. Так вот, Мечты у меня нет и я всегда с завистью смотрел на людей, у которых она была. Выходит, что они уже выбрали этот путь и уже идут по нему, а я всё ещё мнусь у первой ступеньки. Не хотелось бы думать о том, что моя Мечта – это чтобы у меня появилась Мечта, но пока что примерно так.
Точно что-то забыл, но пока и этого достаточно. Очередная партия драконов выпущена и спасибо, что вы меня выслушали.
Не люблю таких пояснений, но вынужден их оставлять. Этот пост написан не для того, чтобы «совершенно случайно» нарваться на комплименты моему творчеству, а для того, чтобы оно стало для вас более понятным.
И спасибо вам – всем тем, кто остаётся со мной несмотря на мрачность, молчание Домового, переизбыток Смерти и отсутствие мечты. Таков мой путь.
До встречи.
©ЧеширКо
|
</> |