Вопрос о педагогике: постановка вопросов,задач,их приоритетность.
ua_katarsis — 03.11.2024 Продолжаю серию очерков о зигзагах развития советской педагогики. Если в прошлые разы я упоминал выдающегося педагога Макаренко, объяснял, почему его невзлюбила Н.Крупская, то на этот раз нужно напомнить читателям фигуру еще одного незаслуженно забытого педагога, В.А. Сухомлинского.Когда рассматриваешь тот период, не перестаешь удивляться самому факту дискуссии, который предварял очередной этап школьной реформы. И это всё на фоне "одобрямс" людоедских "инноваций" на Западе, с насильственным введением в школьные заведения "третьего пола".
Но прежде чем начать разговор о реформах, надо вообще определиться с базовыми понятиями. Я считаю, самые главные из них следующие "педагогика это ремесло или искусство"?! и "кто является главным заинтересованным в труде педагога: государство или родители".
Без ответа на эти "наивные" вопросы важный шаг в нужном направлении сделать невозможно. Если это ремесло, то роль учителя жёстко регламентирована бесчисленными инструкциями и постановлениями. Если искусство-учитель может творить, апробировать новые методы. И т.д.
Ну и основные проблемы, точнее, противоречия, с чем столкнулись все промышленно развитые страны к середине ХХ века были следующие: НТР не думала снижать своих темпов, и даже для грамотной эксплуатации многочисленной техники нужен грамотный человек, а не гуманитарий. Как это было в царских гимназиях, где кроме "слова божьего" учеников пытали латынью, греческим, схоластикой и пр.ненужными дисциплинами. И при этом даже такая пародия на образование считалась "элитной", куда вход "кухаркиным детям" был строжайше запрещён.
Советская школа, с одной стороны, исправила этот изъян. Точные науки-математика, физика, химия уверенно заняли лидирующее место в школьных предметах. Средняя школа, т.о., стала своеобразными "подготовительными курсами" для поступления в соотв. ВУЗ.
И возникли следующие проблемы, которые накапливались с каждым десятилетием:
1. Насколько правильно подросток может выбрать в свои 14-17 лет будущую профессию? Ситуация, когда подросток точно знает, к чему его влечёт, и его выбор подтверждается жизнью, скорее редкость, чем исключение. Чаще всего родители оказывают давление, или предпочтение отдается тому направление, что более выгодно, или лучше пропагандируется. Не нужно объяснять, как на нашей памяти рыночная конъюнктура профессий развернулась несколько раз и на 90 градусов,и на 180. И яркая реклама не гарантия качества продаваемого продукта.
2. Совершенно упускается из виду самая главная проблема-а именно, воспитание будущего гражданина. Тут надо различать два важных аспекта. А) Трудовая деятельность, т.е. условно, мальчик должен уметь забить гвоздь, а едвочка пришить пуговицу, и Б)общественная. Т.е. не быть "овощем, буржуазным соглашателем, оппортунистом" , быть активным патриотом своего государства.
И тут мы видим, что Крупская как и другие сторонники "академической школы" совершенно игнорировали эти важные аспекты педагогики. Ведь каждому взрослому человеку очевидно, что уже ребёнок должен понимать цену деньгам, чтобы не изводить родителей постоянными истеричными "хотелками". А подросток должен уметь зарабатывать себе деньги на карманные расходы, приучаясь к самостоятельности. Сваливая воспитание на родителей,и так замучанных бытом, работой, государство самоусранилось от самой важной функции, главного условия поддержания своего существования.
И идеально, если "подработка" будет связана с получением информации по разным специальностям. То, что и называют, строго говоря, политехническим образованием.
Средняя школа в СССР при Суслове уже вошла в первый серьезный кризис, а именно, произошёл отрыв образования от производства. Если вы думаете,что поговорка, "а теперь забудьте,чему вас учили в институте", употреблялась просто как шутка юмора,то вы глубоко ошибаетесь.
И вот поколение, выпущенное в 1970е "имперские" годов столкнулось с этими фундаментальными проблемами.
На этом пока прервусь. Но обратите внимание, что я пишу,в принципе, очевидные вещи. Но вы их не встретите ни в одном полемическом или научном труде,касающемся педагогики. А ведь от постановки задачи зависит успех ее решения.
|
</> |