Волшебный свет светильников от Тиффани
lovers_of_art — 29.06.2021Хоакин Соролья-и-Бастида - Портрет Луиса Комфорта Тиффани
Хоакин Сорлья-и-Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida), (1863, Валенсия - 1923, Серседилья), - испанский живописец. Крупнейший представитель импрессионизма в Испании.
В истории американского искусства Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) - фигура известная.
Луис Комфорт - второй сын и третий ребенок среди шести детей Чарльза Тиффани, основателя великой ювелирной империи Tiffany & Co. Наследие знаменитого витражиста, прославленного художника, дизайнера, основоположника американского арт-нуво осталось неоспоримо богатым, даже если бы он занимался только одним видом творчества.
Идея создавать лампы появилась неожиданно. Страстью Луиса Комфорта всю жизнь были оконные витражи.
Для каждого многоцветного панно изготавливались особые типы и оттенки стекол, но после каждой работы оставалось огромное количество материала. Чтобы не выбрасывать стекло и не отправлять его на переработку, художник решил изготавливать практичные вещи, коими стали лампы. Светильники содержали такое же разнообразие стекол, а их сюжеты нередко повторяли темы витражных работ. Изобретенная Луисом Тиффани техника соединения цветных стекол с помощью узкой ленты из медной фольги, дала возможность создавать изящные лампы и абажуры со множественной мелкой детализацией.
"Галка"- 1900
Впервые в 1893 году на Всемирной колумбийской ярмарке в Чикаго были выставлены Тиффани-лампы. Модели привлекли всеобщее внимание изысканностью, великолепной игрой света, идеальным исполнением.
В 1895 году произведен первый серийный выпуск Тиффани-ламп. Они были доступны в различных размерах и стилях.
Тысячи ламп, во множественных конструкциях, были произведены в мастерских Тиффани. Несмотря на то, что некоторые модели выпускались серийно, каждый абажур был уникален из-за неповторимых оттенков и типов стекла. Для того чтобы сделать лампы еще более индивидуальными, большинство абажуров были съемными. Это позволяло их комбинировать с разными металлическими базами, учитывая вкусы и потребности клиентов. Абажуры создавались преимущественно с геометрическими узорами.
Автором дизайна самых знаменитых ламп с растительными орнаментами в лучших традициях Art Nouveau была Клара Дрисколл (Clara Driscoll).
Увы, но прошло более ста лет, прежде чем исследователи установили, что основной вклад в дизайн знаменитых ламп Тиффани сделал не сам владелец компании Луис Комфорт Тиффани, а Клара Дрисколл — глава женского стеклорезного отдела компании. Она вынашивала в себе идею абажуров для ламп несколько лет, вдохновляясь природными мотивами, цветами и деревьями, вместе с девушками из своего отдела создавала удивительные предметы интерьера. Сотни кусочков стекла, бронза. И все ручная работа, просто невероятно. Она вынашивала в себе идею абажуров для ламп несколько лет, вдохновляясь природными мотивами, цветами и деревьями, вместе с девушками из своего отдела создавала удивительные предметы интерьера. Сотни кусочков стекла, бронза. И все ручная работа, просто невероятно.
Первой ее лампой для компании стала лампа «Нарциссы». Всего Клара создала дизайн 30 светильников. Лампа «Стрекоза» была даже удостоена бронзовой медали на Парижской выставке 1900 года. По сути, именно Клара разработала все основные элементы дизайна, благодаря которым лампы Тиффани ценятся столь высоко.
Самые популярные и узнаваемые модели светильников во всем мире:
"Мак"
"Нарцисс"
"Стрекоза"
"Розовый лотос"
Некоторое время «Розовый лотос» была самой дорогой лампой, купленной с аукциона. Одна из ранних (1907 г), самых изящных и сложных моделей, в декабре 1997 года продана с торгов Christie's за 2 807 500$.
"Глицинии"
«Глицинии», пожалуй, самая знаковая конструкция среди, произведенных Tiffany Studios ламп и считается иконой американского арт-нуво дизайна. Изготавливалась примерно с 1903 г. «Глицинии» и «Лилии в пруду» были удостоены главного приза в Турине на первой итальянской международной экспозиции d'Arte Moderna Decorativa в 1902 г. Сложный рисунок абажура состоит из почти 2000 фрагментов. Каждый экземпляр отличается своими оттенками синего, с градацией от кобальта до аквамарина.
Стоимость Глицинии в 1906 году составляла 400 $. В 2013 году, была продана с аукциона Sotheby's за 1 565 000$.
"Лилии в пруду"
"Роза"
"Пион"
"Павлин"
"Тюльпан"
"Рыбы и волны"
В мае 2019 года аукцион Sotheby’s устроил в Нью-Йорке торги предметами интерьера, изготовленными студией Tiffany. Перед торгами «фаворитом» считался светильник «Рыба и волны», выполненный в японском стиле, его позиционировали как «один из самых художественных и гениальных шедевров фирмы Tiffany». Настольную лампу, изготовленную в 1900-1903 годах из свинцового стекла и патинированный бронзы, оценивали в $1,0 - 1,5 млн, но она так и не обрела нового хозяина.
В конце 1920-х годов популярность светильников Тиффани начала меркнуть. Пришел стиль модерн и модернисты считали, что стиль этих светильников слишком вычурен и украшен богаче, чем требовалось для нового стиля. В 1930 году компания Tiffany Lamps закрыла свои двери, а три года спустя Луи Комфорт Тиффани скончался.
"Ангел" - 1903
К счастью, мода циклична. В 1970 году, а особенно после депрессии 90-х, о шедеврах Тиффани заговорили вновь. Но к тому времени ламп осталось ничтожно мало. Среди уцелевших ламп «Павлин», «Пион», «Пейзаж», «Глициния», «Стрекоза», «Розовый лотос» «Лилии в пруду» и другие. Три последние входят в список 10 самых дорогих ламп мира.
Полюбоваться мерцающей роскошью знаменитых абажуров можно в Музее искусств, который работает в Квинсе уже более 15 лет. Остальные модели продолжают жить в частных коллекциях и домах состоятельных людей.
Ландшафтное окно "Река жизни"
Ландшафтное окно "Берёзы и ирисы" - 1910-1915
(144,5 x 74,6 см), выполнено из свинцового стекла, травленого кислотой, и плакированного с оборотной стороны.
На аукционе Sotheby’s продано по 275 000 $
|
</> |