"Волшебная флейта", реж. Кеннет Брана, Англия-Франция, 2006

топ 100 блогов ru_kino20.01.2016 Сразу скажу вот что. Многим может показаться, что это вообще не тема данного сообщества. "Либо пусть все тащатся с такими рецензиями в сообщество "классической музыки", либо, в крайнем случае, - в "другое-кино" - там кучерявые задроты пусть про оперу читают, слушают и смотрят".

Это был бы не правильный подход. Во-первых, и в этом нашем сообществе полно любителей собственно просто оперы, которые и не фильм-оперу, а просто оперу на видео с удовольствием бы посмотрели, это далеко не только я. Во-вторых, фильм-опера - это особый жанр. Это именно фильм, а не просто снятая на камеру постановка на сцене или "как на сцене". Как, например, и в том фильме, о котором рассказываю сейчас я, где весь сюжет оперы передан исключительно киноязыком, несмотря на то, что режиссёр и правда очень музыкален, отлично владеет не только юмором вообще, но и музыкальным юмором в частности, безусловно держа ритм и т.д.

В первую очередь это наверное даже может и не режиссёр, а камера, операторское искусство. Камера даже танцует под музыку (!), летает на военных самолётах, бомбит и пр.

Поверьте, киноманы, - вы увидите, что бомбардировщики летают под музыку Моцарта не менее красиво, чем военные вертолёты под музыку Вагнера в другом фильме!



Сюжет "Волшебной флейты" перенесён на поля Первой Мировой войны, при том абсолютно не нарушен. И этот кинематографический приём делает даже собственно этот самый сюжет - понятным всем. Спроси меня какой-нибудь не-знаток оперы - о чём она, так я, пожалуй, даже и не очень-то смогу объяснить своими словами. Понятно, либретто я знаю и могу пересказать - но вот объяснить что это значит, все эти жрецы, царицы ночи, змеи, все разновидности папаген, принцы и т.д. - почти невозможно. Да Моцарт и не ставил себе такую задачу, собственно, - он просто писал весёлую музыку для народа, на народном немецком языке, а не на элитарно-музыкальном по тем временам итальянском. Можно углубиться в расшифровку смыслов - масонские намёки, египетские ритуалы, "Царица ночи - католическая церковь" и т.п., но в итоге вопрошавший плюнет и попросит замолчать со словами "ничего не понимаю, говорильня одна - пишут, пишут, конгресс, немцы какие-то; а нет бы - взять всё, и поделить". И будет прав.

Так вот - это в опере. А в фильме - нет. Сюжет, как я сказал уже, - перенесён на поля Первой мировой. И если в нём осталось что-то непонятное и в фильме - это уже не беда: на войне никто ничего не понимает, у войны самой по себе немного логики.

Когда я первый раз увидел фильм лет десять назад, - я уже на самой увертюре (да, в фильме есть и увертюра!) прямо ахнул и понял, что это будет моим любимым фильмом. Стоит оркестр, играет (собственно увертюру из "Волшебной флейты"), и тут по свистку офицера - они все идут в бой тем же строем, как и играли. Пехотой. Падают при этом под пулями, бомбами и т.д.

Далее Тамино. Он тут офицер. Лежит в окопе с залетевшей туда газовой бомбой (напомню - тема ядовитых газов и всяких там химических атак - одна из основных тем Первой мировой; а потом ещё "змея из оперы" ползёт в фильме полосой ядовитого газа - НУ ГЕНИАЛЬНО ЖЕ!!!). Взрывом его выбрасывает, он, контуженный, бредит - и в бреду ему видятся три монашки-медсестры. Вот и встройка в сюжет либретто оперы, и не надо мучаться с объяснениями. Папагено же - является ординарцем Тамино, простой солдат. Тамино, как вы помните, - хотел себе кое-что присвоить, так вот, чтоб он себе военную славу зазря не приписывал - эти монашки-медсёстры надевают на него противогаз: и то умилительное мычание, что есть в музыке, - тут смотрится особо уморительно (если кто когда надевал противогаз - то знает).

Далее, поймите, мне пришлось бы просто пересказывать сюжет, а зачем, если вы сами можете посмотреть? Скажу лишь только, в данном случае именно любителям оперы, что когда Царица Ночи въехала "на сцену" на танке - у меня случился второй припадок восторга (не смеха, а восторга), второй после того, как я увидел - как тут обыграли увертюру в фильме; я просто представил себе, что ведь жто аллюзия на "сценическую машину" (как они там назывались, не помню?) времён Моцарта в частности! Царица Ночи в фильме - германо-милитаристская злодейка (Кайзер в юбке), если что, на чём же ей ещё въезжать?!

К достоинствам фильма, с моей точки зрения, относится и то, что его создатели не пошли на поводу модных тенденций и не примирили "немцев с англичанами" (в фильме - "красных с синими") окончательно. Они там обнимаются, как и в других современных фильмах о Первой мировой, но "красные" всё-таки побеждают, а не так - чтоб фильм закончился этими обнимашками (правда - сначала в фильме "хорошими" были "синие", а не "красные", но в конце всё встаёт на свои места - Моностатос получает синий мундир, а Тамино красный), хотя и мемориал павшим в итоге показывается, но это только чтоб подстветить роль Великого Анлийского Миротворца Черчилля (зачёркнуто, исправлено на) Зорастра - в пику германским милитаристам Моностатосу и Царице Ночи.

Кстати, то, что главной злодейкой-милитаристской является в фильме не мужчина, а тётка - Царица Ночи - нет ли в этом сермяжной правды и ценности фильма?! Ведь все же войны всегда - из-за баб!

Да и другой современный "толерантный тренд" соблюдён лишь условно: да, негры есть. Моностатос является похотливым полуголым негром-мавром. Но ведь он герой отрицательный, а в современной кинематографии всё наоборот - по негласной договорённости негры в кино играют вообще самых добрых и умных - компьютерных хакеров и т.д., а не похотливых мигрантов. Конечно, поскольку это бьёт в глаза, - авторы фильма ввели некоторое количество негров и индусов в свиту "хорошего" Зорастра, но и дураку ясно - что сделано это специально - дабы чернота Моностатоса не била так в глаза (сейчас бы - после событий в Кёльне - с массовыми изнасилованиями такими вот моностатосами немецких гражданок - так бы режиссёр поступить не посмел бы, конечно).

Заканчивается фильм золотой статуей Тамино и Памино, и все вы эту статую, конечно, видели: кто постарше - на выставке в Париже в 1937-м, кажется, а остальные у нас в Москве на входе на ВДНХ.

Теперь, как изюминка на торте - некоторые технические детали. Я считаю и просто этого режиссёра - Кеннета Брана - гением, но тут ещё: Стивен Фрай - один из сценаристов. А в одной из главных ролей, в роли главного "военного ястреба"... та-да-да-там! Да!, всеми нами любимая Любовь Петрова!

P.S. Как фильм - да, а вот с музыкальной точки зрения - данный продукт не безупречен, увы; впрочем - это точно не беда. Дирижёр - прекрасен, но вот Рене Папе в роли Зорастро (всё-таки одна из основных ролей) по-моему совсем плохой певец, нижние ноты - это не его от слова "совсем". Куча и других таких погрешностей, но всё-таки это не столь важно на общем фоне.

P.P.S. Экранизаций "Волшебной флейты" множество. Реально - очень много. Я сейчас написал о любимой. Конечно, как в таких случаях бывает ВСЕГДА в нашем сообществе - сейчас в комментарии припрётся какой-нибудь старый лживый негодяй с номером вместо имени, поправит тяжёлую оправу на потном волосатом носу, встряхнёт куцими патлами на голове, - и прошипит что-нибудь вроде "Наверняка автор даже не слышал, что есть ещё более великая экранизация "Волшебной флейты", снятая Великим Ингмаром Бергманом". И на основании этого начнёт обгаживать и этот текст, и этот фильм.

Отвечу сразу. Я все фильмы-оперы люблю, постановку Ингмара Бергмана тоже видел. Но мне постановка Бергмана - не нравится. Как в общем и сам Бергман, кроме почему-то мною любимой "Седьмой печати", но всё остальное - занудная и тупая тягомотина. Всё просто: понятно, что Моцарт тоже был масоном, раньше без этого было нельзя, допустим, живи Моцарт сейчас и работай в Голливуде - чтоб куда-то пробиться со своими операми и симфониями ему бы пришлось всем врать что-нибудь подобное же. Тогда всем нужно было для карьеры быть масонами (а Вена по тем временам - как сейчас Голливуд с культурологической точки зрения). Понятно всё. Отсюда и некие не столько вставки масонские в сюжет оперы, а типа намёки на Египет, какие-то там ритуалы и т.п. Легко и в виде формальности, иначе и нельзя было, повторяю.

Но опера Моцарта не об этом. Не о масонстве. Он вообще такими идиотскими категориями никогда не мыслил. Он же гений - а гений и злодейство - несовместны. Хотя "намёки" есть - noblesse oblige - а то из театра выгонят и проходу не дадут.

А что делает Бергман?! А Бергман, о небо!, - воспринимает это всё всерьёз. В сущности - вот ведь чудо! - Бергман попросту поступает как... да, да, друзья - Бергман - это Сальери. "Жрец музЫки", который "разъял музыку на части" (ну вы же читали Пушкина, сами должны помнить). Он насупился - и снял фильм, в котором вам и брехтовское умничание, и Фрейд, и просто сплошной ритуал вместо действия. "Ритуал супружества". В общем - старая сволочь просто пытался отбить у нестойких умов желание когда бы то ни было ещё смотреть и слушать "Волшебную флейту" в принципе. Типа "увидев там такое" с помощью "своего режиссёрского прочтения".

При вопросе - где там Бергман мог такое увидать - вспоминается анекдот: "Ну как же ты, Вовочка, можешь думать о сексе - при виде этого кирпича?!, - А я всегда думаю о сексе, Марья Ивановна". Вот так и тут с той лишь разницей, что Бергман всю жизнь думал не о сексе, а о его отстутствии, видимо.

Но это отступление. Важно - что не все фильмы-оперы одинаковы, знайте это! Если вас случайно кто-то однажды обманул - не теряйте интерес вообще! И если что - спрашивайте, не стесняйтесь. Наше сообщество для того и создано!

P.P.P.S. Ну вот!.. Хотел сделать красивый большой пост с картинками и роликами, но пока писал - ушёл от своего стационарного компьютера, а сейчас у меня с собой только айпад, а я по своей технической бездарности не умею с айпада ни картинки размещать, ни ютубовские ролики. Поэтому - пожалуйста - сами погуглите. Ну вот вам ссылка на основные данные (тут и маленький трейлер фильма есть): http://www.kinopoisk.ru/film/195539/

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Здравствуйте, господа минчане и временно понаехавшие. Я уже признавалась в том, что ощущаю постоянный дефицит лиц моего возраста и старше (а мне недавно исполнилось 39)  в местах массового досуга.  К сожалению, большинство комментариев к ...
...
***** ....раннего, хрупкого и пустопорожнего, и безрассудного, и безмятежного, напрочь забытого и невозможного. Хочется рухнуть в траву непомятую, в небо уставить глаза завидущие и окунуться в цветочные запахи, и без конца обожать всё живущее. Хочется видеть изгиб и ...
Велимир Хлебников * * * Я переплыл залив Судака. Я сел на дикого коня. Я воскликнул:     России нет, не стало больше,     Ее раздел рассек, как Польшу. И люди ужаснулись. Я сказал, что сердце современного ...
...