Волгодонск - Туапсе. Глядя из окна вагона.
flackelf — 01.10.2025
Попал я по пути на юг на не совсем обычный поезд под №99 (медленный
и недорогой), СПб - Адлер, который идет долго и не совсем обычным
маршрутом. На станции Лихая меняет направление и под тепловозом
уходит на восток к станции Морозовская, где сворачивает на
перемычку, которая идет по плотине Цимлянской ГЭС, через
Волгодонск, выскакивая потом сразу на магистральный ход Волгоград -
Тихорецкая. Далее по этому ходу идет до Краснодара, ну и потом
через Горячий Ключ к побережью.Благодаря этому необычному маршруту, я весь свой последний день в поезде ехал по незнакомым местам, где никогда не ездил ранее. Впрочем и через Горячий Ключ и я тоже проехал впервые.
Это была у меня вторая ночь в поезде, но все равно решено было вставать совсем рано, вместе с восходом солнца, чтобы увидеть и заснять проход по дамбе водохранилища.
1. Предрассветные уже волгоградские степи в большой излучине Дона. Уже где-то недалеко республика Калмыкия. Малодеятельная (?) тепловозная жд перемычка Морозовская - Волгодонск - Куберле. Стыковой путь. А вот тут я никогда не ездил.

2. "Ах ты степь широкая, степь раздольная... " Рассвет в 5-45 по Москве. Ехать осталось ровно 12 часов.

Цимлянский гидротехнический узел конечно произвёл впечатление. Здоровенная длинная дамба километров на 8-10, большое водохранилище с линией горизонта - единственное на Дону. Шлюзовой канал, проходящий южнее основной плотины. Большие сталинские украшения плотины и шлюзовой камеры. И все это на фоне восходящего солнца и силуэта Ростовской АЭС на берегу водохранилища. Помимо прочего тут проходит внутренний речной путь, связывающий несколько морей. Мало кто здесь на поезде проезжал.
3. На этой стороне расположился город Цимлянск, который вырос на берегу Дона из старой казачьей станицы Цимлянской.

4. Видна Ростовская АЭС на берегу водохранилища.

5. Вид на запад, в сторону нижнего бьефа Цимлянской плотины.

6. Шлюзы.

7. Железную дорогу эту построили одновременно с плотиной в середине прошлого века.

8. Хоть Дон и не самая крупная река, водохранилище впечатляет. Виден возвышенный правый берег Дона.

9. Пишут, что эта дамба - одна из крупнейших в мире. Полная её длина около 15 километров. При этом Дон не самая большая река. Строительство этого водохранилища было во многом обусловлено созданием после войны Волго-Донского водного пути. Заполнено водохранилище было в 1953 году. Воды из него активно используются для орошения близлежащих земель, что за эти 70 лет привело к некоторым издержкам в виде например повышения солёности Азовского моря и уменьшения расхода воды в Дону в самом нижнем его течении.

9.

10. Станция Волгодонск. Это единственный поезд из Петербурга, которым можно сюда приехать.
А вот Волгодонск молодой город - ровесник плотины и Волго-Донского канала.

11. Еще немного на юг и вот магистральный ход Сызрань - Волгоград - Новороссийск. Видно, что второй путь не так давно добавляли

12. Маныч. То ли река, то ли система из озёр, лиманов и водохранилищ. Серьезная вода для этих сожжённых солнцем степей. Кума-Манычская впадина - известное географическое понятие.

13.

14. Старые жд постройки на линии Волгоград - Новороссийск.
Железная дорога Царицын - Тихорецкая - Екатеринодар - Новороссийск была построена в 90-е годы XIX века. Но двухпутной электрифицированной магистралью она стала только после развала СССР, когда уже постсоветская Россия начала усилиливать жд подходы к крупнейшему своему порту на Чёрном море - Новороссийску. После потери Одессы именно он стал главным. Впервые в жизни еду по этой дороге.

15. Сальск. Большая станция и смена тяги.

16.

17. Нам выдали электровоз. ТЭП который тянул поезд 8 часов от Лихой отцепили. Тут уже столкнулся на платформе с южными барыгами - кофе из кофе машины 200 рублей, пачка печения 200 рублей. Прошёл всю платформу и нашел таки в магазинчике кофейный автомат - у него была небольшая очередь и там было дешевле - 150 рублей. Хотя для автомата это тоже дорого. Что поделать - южное направление, надо стричь бабло с пассажиров.

18. От Волгограда 389 километров.

19.

20. Депо Сальск.

21.

22. Река Ея в верхнем течении.

23. Электрификация тут современная, XXI века.

24.

25.

26. Размеры элеваторов на Кубани конечно поражают. Благодатный Краснодарский край.

27.

28.

29.

30. Тихорецкая. Пересечение с главным ходом на Северный Кавказ.
Вокзал 1886 года. Все стоит ждет капитальной реконструкции. Памятник архитектуры.

31.

32. Недавно построенный северный обход Краснодарского узла, с быстрым выходом на Новороссийск и Крым

33.

34. Кореновск.

35. Приближаемся к Краснодару.

36.

37.

38. Большой конечно город Краснодар глядя из поезда. Я кстати впервые этот город проезжую транзитом в дневное время.

39.

40.

41.

42.

43.

44. Станция Краснодар I. Стоянка была короткая.

45.

46. Был в этом городе только однажды, в 2018 году.

47. Трамвай.

48. Река Кубань тоже не слишком многоводна. Вода в Кубани характерного серого глинистого цвета - как например и Терек

49. Типовой вокзал для участка Тихорецкая - Новороссийск. По крайней мере несколько таких встретил с этой характерной круглой пристройкой. Станция Энем.

50.

51. Все, сошли на однопутное спрямление Краснодар - Горячий Ключ - Кривенковская. Эту линию запустили ещё при позднем Брежневе и я по ней тоже никогда не ездил. В крайний раз был на сочинском побережье 44 года назад, в 1981 году и тогда киевский поезд ещё ходил по старинке, через Армавир - Белореченскую.

52. Горячий Ключ - станция стыкования у подножия хребта западного Кавказа.

53.

54.

55.

56. И тут как и в Петербурге родные "Дончаки", которые видимо только в двух местах во всей России и водятся. Теперь до самой границы с Абхазией, вся тяга только под "Дончаками".

57.

58. Начались горы Западного Кавказа. Не очень высокие и сильно покрытые лесом.

59. Удивил тоннель на "новой" туапсинской линии - длиннющий, наверное километров 5. Наверное под главным хребтом?

60. Перед станцией Кривенковская соединились со старой туапсинской линией от Армавира.

61.

62.

63. Вижу памятные с детства плоские бетонные столбы с дырочками.

64.

65. Начались настоящие горные красоты.

66.

67. Линия после соединения со старой Армавиро-Туапсинской дорогой стала двухпутной.

68.

69.

70.

71.

72. Поезд №099 СПб - Адлер прибыл на станцию Туапсе с 20-минутным опозданием. Навстречу со стороны побережья выскочил грузовой, тоже под "Дончаком".
До побережья Черного моря от этой точки остается примерно один километр. Дорога в Туапсе выходит на побережье и далее до Сочи идет вдоль берега - это общеизвестно.

|
|
</> |
Важное значение образования для развития инклюзивного спорта
Почему расстреляли белогвардейских офицеров в Крыму?
Меланхоличный октябрь
Без названия
Цветы запоздалые
Почему Россия не торопится закрыть украинский вопрос
А вы так сумеете?
«Это так нелепо, дайте мне 12 штук»! – дурацкие товары, о которых вы не знали,
Октябрь уж наступил,

