Вокзал Термини в Риме - Roma Termini railway station:
archigrafo — 14.02.2012

г. Рим (Италия). Вокзал Термини (1937, 1947-1950 гг.).
Roma (Italy). Termini railway station (1937, 1947-1950 гг.).
Термини - главный вокзал Рима, соединяющий
"вечный город" с севером Италии и заальпийскими столицами, включая
Париж и Вену. За внушительные размеры римляне прозвали это здание,
распахнувшее двери в 1950 году, "динозавром".

The building was build in
1950 and designed in 1947 by Leo Calini and Eugenio Montuori;
Massimo Castellazzi, Vasco Fadigati, Achille Pintonello and
Annibale Vitellozzi. The building is characterized by the extremely
long, modernist façade in travertine and by the gravity-defying
double curve of the cantilever roof in reinforced concrete. Because
of these, it carries the nickname the Dinosaur. The famous anodized
aluminium friezes are work of artist Amerigo Tot.
Предшественник нынешнего вокзала был открыт в 1874 году и получил
название по расположеннным напротив термам Диоклетиана. Автором
проекта был архитекттор Сальваторе Бианки (Salvatore
Bianchi).

1. Первое постоянное здание вокзала Термини. Фото 1890-х гг.
(источник:
vg-hortus.it)
В 1937 году (в преддверии всемирной выставки в
Риме) было решено построить новое здание. Проект был выполнен
архитектором Анджиоло Мацони (Angiolo Mazzoni) в характерных для
эпохи Муссолини монументальных формах. Боковые фасады крупного
комплекса украшали аркады, а центральный – массивный портик. Все
фасады должны были быть отделаны травертином.

2. Проект вокзала. Общий вид и боковой корпус (1937 г.)

3. Проект вокзала. Портик (источник:
vg-hortus.it)
Возведение комплекса началось с боковых
корпусов; они были закончены к 1942 году, после чего строительство
вокзала было заморожено.

4. Строительство бокового корпуса. Фото 1942 г.
(источник: The Architecture of Modern Italy II, Kirk, Princeton.
2005)
После окончания Второй мировой войны власти
Рима вернулись к идее строительства комплекса вокзала, и в 1947
году был объявлен новый конкурс, обязательным условием которого
было включение уже построенных частей здания в новый конкорс
вокзала. Вот некоторые из проектов, которые представлены на сайте
vg-hortus.it:
Первую премию получил общий проект команды
архитекторов в составе Лео Калини (Leo Calini), Массимо Кастеллацци
(Massimo Castellazzi), Васко Фадигати (Vasco Fadigati), Эудженио
Монтуори (Eugenio Montuori), Акилле Пинтонелло (Achille Pintonello)
и Аннибале Вителлоцци (Annibale Vitellozzi). Вот как описан проект
в книге Кацнельсона "Современная архитектура Италии": "Четкий в
функциональном отношении и эффективный с точки зрения
художественной организации пространства план, ясное и выразительное
конструктивное решение, наконец, продуманная связь с окружающей
застройкой - вот три основных приема, которые использовали
авторы."
Используя возможности железобетона,
архитекторы создали оригинальное криволинейного очертания
перекрытие огромного билетного зала с вынесенным вперед козырьком.
Живая пластическая форма рамной конструкции создает в интерьере
динамику внутреннего пространства, а в общем построении здания, на
фоне геометрически четкого многоэтажного объема фронтального
корпуса, отделанного травертином и прорезанного нарочито узкими
сплошными лентами окон, служит главным композиционным элементом,
формирующим образ этого общественного сооружения.

12. Разрез
(источник: Миловидов Н.Н. Архитектура гражданских и промышленных
зданий. Гражданские здания, М. 1987)
Строительство вокзала было закончено в 1950
году.

13. Строительство комплекса (источник:
vg-hortus.it)

14. Общий вид строительства (источник:
vg-hortus.it)

15. Зал ожидания после завершения строительства. Фото 1950 г.
(источник: The Architecture of Modern Italy II, Kirk, Princeton.
2005)
А теперь покажу собственные современные
фотографии Термини с моей недавней поездки в Рим.

16. Общий вид (собств. фото)

17. Боковое крыло старого довоенного здания (собств. фото)

18. Аркады бокового крыла (собств. фото)

19. Арка крупным планом (собств. фото)

20. Фронтальная стена новой части (собств. фото)

21. "Волна" козырька и ленты окон фронтального корпуса (собств.
фото)

22. Нижняя часть (собств. фото)

23. Остекление "волны" (собств. фото)

24. Козырек со стороны главного входа (собств. фото)

25. Он же в темное время суток (собств. фото)

26. Алюминиевый фриз на козырьке.
Выполнен по эскизам Америго Тота (Amerigo Tot). Собств. фото

27. Он же крупным планом (собств. фото)

28. Простанство билетного зала частично занимают предприятия
торговли и общественного питания (собств. фото)

29. Эскалаторы в подземное пространство вокзала (собств. фото)

30. Тот же вид при искусственном освещении (собств. фото)

31. Свод козырька облицован мраморной мозаикой (собств. фото)

32. Ленты световодов(собств. фото)

33. Конкорс (собств. фото)

34. Выход на платформы (собств. фото)

35. Железобетонные своды над платформами со стеклами
Луксфера (собств. фото)
Вокзал Термини является одним из наиболее
известных в мировой послевоенной архитектурной практике зданий и
ярким представителем послевоенного итальянского зодчества.
Некоторые идеи вокзала Термини были использованы при проектировании
в шестидесятых годах прошлого века новой части Курского вокзала в
Москве. Но московский вокзал принципиально иное сооружение как в
архитектурном, так и в конструктивном плане.

36. Курский вокзал в Москве (собств. фото)