Вокруг Кириллова

Кирилло-Белозерский монастырь похорошел за восемь лет, что мы тут не были. Часть стен и башен теперь белые, на башнях восстанавливают изразцовые пояски. С озера, в солнечную погоду монастырь был похож на иллюстрацию к древнерусской сказке.

Целый день катались по окрестностям Кириллова – гора Золотуха, Лукинки, Топорня, Аксёново, Куракино, Ферапонтовский монастырь.
Особенно впечатлили два места (кроме монастырей, но они вне конкуренции):
Первое место - это деревня Чистый Дор. Находится она далековато от Кириллова, но съездить стоит. Очень красивая деревня, живая, с традиционными большими северными домами, с дымком над заваленными снегом крышами и без дурацких высоких заборов – прямо идиллический деревенский пейзаж.

Дороги белые. Мы в мегаполисах уже стали забывать, что зимой бывают такие белоснежные дороги, без всякой гадкой химии и соли.

А ещё в деревне Чистом дор сохранилась деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, 1767 года постройки.

Её даже ремонтируют, что редкость.

Кстати, дор - это участок в лесу или бору, расчищенный под поле. Вот что писал об этом месте Юрий Коваль (автор "Недопёска" и "Приключения Юрия Куролесова", по которому в советское время сняли хороший мультик):
".....Как называется ваша деревня? - спросил я.
- Чистый Дор.
- Чего Чистый?
- Дор.
Дор... Такого слова я раньше не слыхал.
- А что это такое - Чистый Дор?
- Это, батюшка, деревня наша, - толковала Пантелевна.
- Понятно, понятно. А что такое дор?
- А дор - это вот он весь, дор-то. Все, что вокруг деревни, - это все и
есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем - лес.
- Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
- Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это все дор, а уж там, где
елочки, - это все бор.
Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди
леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки
повыдергивали. Дергали, дергали - получился дор...."

К слову, Юрий Коваль любил эти места, часто бывал тут, а сборник рассказов, вышедший в 1970 году, он так и назвал "Чистый Дор".

Вторым местом, вызвавший живой интерес у всей нашей компашки, стало село Волокославинское.

Село это считается чуть ли не самым древним поселением на Вологодчине. Здесь проходил знаменитый волок из Белозерья к Кубенскому озеру и далее к Вологде и верховьям Сухоны. Существовал волок уже в X-XI веках, а перестал действовать, когда канал построили.

Потом в Волокославинском делали баяны и гармони, причем, производство было налажено и в годы Советской власти, а располагалось в бывшей церкви. Но в 1960-е годы церковь сгорела вместе с баянами.

Некоторое время в местном ДК существовал музей "Гармонного промысла", но теперь ничего этого нет, а о былом богатстве села напоминают сохранившиеся купеческие дома. Причем, некоторые выстоены в столь редком для северных сёл стиле модерн. Таков, например, дом купца Зайцева.

Старые дома без должного ухода хиреют и разваливаются. А рядом на ограде вокруг сгоревшей церкви висят фотографии из истории села, на которых можно увидеть, как выглядели эти дома раньше.

Было:

Стало:

Ещё мы доехали до деревни Топорня. Дорога проходит вдоль канала Александра, герцога Вюртембергского. Это часть Северо-Двинской водной системы. Впрочем, сейчас по Северо-Двинскому пути идут только маленькие туристические теплоходы, большие суда идут по расположенному рядом Беломоро-Балтийскому каналу.

В Топорне сразу вспоминается Сергей Михайлович Прокудин-Горский и его самые знаменитые цветные фотографии, сделанные здесь.

Сейчас о той деревне, где делал свои снимки Прокудин-Горский, ничего не напоминает, обычная деревня с высокими заборами и тявкающими из-за заборов собаками.

Завернули мы и в деревню Аксеново, дабы осмотреть Покровский храм 18 века. Тут больше всего запомнились башенки на углах ограды.

Ещё одно место около Кириллова, которое мы посетили, связано с очень печальными событиями. Здесь, на горе Золотуха, 15 сентября 1918 года большевистским карательным отрядом были расстреляны епископ Варсонофий – настоятель Кирилло-Белозерского монастыря, игуменья Ферапонтова монастыря Серафима и четверо мирян.

Четыре года назад, тоже в феврале, мы ходили в лыжный поход в Старухино урочище, где родился епископ Варсонофий.

(фото 2018 год)
И вот теперь оказались на горе Золотухе, где святой закончил свои дни.

Тела мучеников положили в общую яму, которую заставили вырыть купцов-заложников. Дважды монахи получали от властей разрешение выкопать тело Владыки и перезахоронить его отдельно в своем монастыре, но красноармейцы выстрелами прерывали работы. Тела казненных так и остались лежать в одной яме на месте расстрела. И хотя останки так и не были найдены, недавно тут была построена часовня во имя Новомучеников Кирилловских.

И, конечно, не обошлось без знаменитых монастырей - Кирилло-Белозерского и Ферапонтьевского. Это поистине жемчужины Вологодской земли.

Впрочем, в Кирилло-Белозерский монастырь мы в этот раз не пошли, а прогулялись по льду Сиверского озера.

Всё-таки Кирилло-Белозерский мой номер один в личном рейтинге среди посещенных монастырей России.

Мы не поленились и погуляли тут поздним вечером.

Надежды на красивую подсветку не оправдались, полюбовались мощными стенами и башнями в свете уличных фонарей.

Рядом с монастырём стоит городской Казанский собор, 1700 год, неоднократно перестраивался. Сейчас храм довольно облезлый и вид его жалок.

Сам Кириллов вне туристических мест выглядит как-то так:

Обязательный Ленин на главной улице.

От Кириллова до Ферапонтова - 15 километров. Монастыри были основаны двумя монахами, вместе пришедшими на Русский Север. Сначала они монашествовали вдвоём, вырыв пещеру возле берега Сиверского озера и прожив в ней год, а потом разошлись. Кирилл основал Кирилло-Белозерский монастырь, а Ферапонт соответственно Ферапонтов. Датой основания Кирилло-Белозерского монастыря считается 1397 год, Ферапонтова - на год позже.

Расположен Ферапонтов монастырь весьма живописно: на высоком холме над одноименным Ферапонтовским озером.

Это не монастырь-крепость, как Кириллов, Феропонтов монастырь маленький и душевный.

Сходили в два музея - музей фресок Дионисия (билет 650 рублей) и музей крестьянского быта (билет 200 рублей).

Фрески Рождественского собора:

Собор был расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года.

Это единственная сохранившаяся роспись главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м².

Особо ценные росписи были увезены в Русский музей. Мы даже специально сходили туда, нашли работы Дионисия из иконостаса собора Рождества Богородицы.
Святой Симеон Столпник, Архангел Гавриил и святой Иоанн Златоуст.

Музей крестьянского быта расположен в подклете храма.

Крестьянский быт - это одежда..

прялки..

ткацкие станки..

всевозможные бочки, резьба и роспись по дереву...

А самое интересное тут - Сиверский идол. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Так как похож на член - отвечает за деторождение.

Напоследок заехали в деревню Куракино, где работает керамическая мастерская.

Керамика очень красивая. Даже захотелось что-нибудь прикупить, но, блин, дорого.

Спросили, не они ли изготавливают изразцы для Кирилло-Белозерского монастыря. Нет, не они.

Вот, пожалуй, и всё. В этот визит мы не успели заехать в Цыпино и к Нило-Сорской пустыни, да и окрестности Белозерска ещё до конца не осмотрены. Так что, надеюсь, ещё вернёмся в эти красивые северные края.

|
</> |